Дезинформация
![]() |
Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.
|
Дезинформа́ция — заведомо ложная или искажённая информация[1], предоставляемая противнику, жертве или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.
Также дезинформацией (также дезинформированием) называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже ненужной информации, искажения контекста, искажения части информации.
Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок субъекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.
Дезинформация, таким образом, — это продукт деятельности человека, попытка создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к желаемым действиям или бездействию.
Виды дезинформации
- введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в том числе и целой нации);
- манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
- создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.
Введение в заблуждение — это не что иное, как прямой обман, предоставление ложной информации. Манипулирование — это способ воздействия, направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:
- усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);
- частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
- кардинальное изменение жизненных установок;
- устройство ложных объектов и передислокация войск (в военном деле).
Создание общественного мнения — это формирование в обществе определённого отношения к выбранной проблеме.
Исследования в области дезинформации расширяются как прикладная область исследований.
Стратегии распространения дезинформации
В западной академической литературе указаны четыре основных метода распространения дезинформации[2]:
- Избирательная цензура.
- Манипуляции с рейтингом поиска.
- Взлом и релиз
- Распространение дезинформации напрямую
Ресурсы, занимающиеся распространением дезинформации
Ресурсы в Европе (общеевропейские)
- Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям
- EUvsDisinfo
- Центр передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций
Ресурсы в Великобритании
- 77-я бригада (Великобритания)
- 15-я группа психологических операций (Великобритания)
- Институт государственного управления
- Integrity Initiative
Ресурсы в Польше
- "OKO.press"
Ресурсы на Украине
- Центр противодействия дезинформации
- Управление информационно-психологичеcких операций Командования ССО
- 16-й Центр информационно-психологических операций
- 72-й Главный центр информационно-психологических операций
- 74-й центр информационно-психологических операций
- 83-й центр информационно-психологических операций
- "Детектор медіа"
- "StopFake"
Ресурсы в Чехии
- "Seznam Zprávy"
Ресурсы в Швеции
Источники
Примечания
- ↑ Гл. ред. А.М.Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — М.: Советская Энциклопедия, 1972. — С. 29. — 592 с.
- ↑ Joshua Tucker, Andrew Guess, Pablo Barbera, Cristian Vaccari, Alexandra Siegel. Social Media, Political Polarization, and Political Disinformation: A Review of the Scientific Literature // SSRN Electronic Journal. — 2018. — ISSN 1556-5068. — doi:10.2139/ssrn.3144139.