Дезинформация

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Дезинформа́ция — заведомо ложная или искажённая информация[1], предоставляемая противнику, жертве или деловому партнёру для более эффективного ведения боевых действий, сотрудничества, проверки на утечку информации и направление её утечки, выявление потенциальных клиентов чёрного рынка.

Также дезинформацией (также дезинформированием) называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже ненужной информации, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок субъекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято оппонентом.

Дезинформация, таким образом, — это продукт деятельности человека, попытка создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к желаемым действиям или бездействию.

Виды дезинформации

  • введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в том числе и целой нации);
  • манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
  • создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Введение в заблуждение — это не что иное, как прямой обман, предоставление ложной информации. Манипулирование — это способ воздействия, направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:

  • усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);
  • частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
  • кардинальное изменение жизненных установок;
  • устройство ложных объектов и передислокация войск (в военном деле).

Создание общественного мнения — это формирование в обществе определённого отношения к выбранной проблеме.

Исследования в области дезинформации расширяются как прикладная область исследований.

Стратегии распространения дезинформации

В западной академической литературе указаны четыре основных метода распространения дезинформации[2]:

  1. Избирательная цензура.
  2. Манипуляции с рейтингом поиска.
  3. Взлом и релиз
  4. Распространение дезинформации напрямую

Ресурсы, занимающиеся распространением дезинформации

Ресурсы в Европе (общеевропейские)

  1. Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям
  2. EUvsDisinfo
  3. Центр передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций

Ресурсы в Великобритании

  1. 77-я бригада (Великобритания)
  2. 15-я группа психологических операций (Великобритания)
  3. Институт государственного управления
  4. Integrity Initiative

Ресурсы в Польше

  1. "OKO.press"

Ресурсы на Украине

  1. Центр противодействия дезинформации
  2. Управление информационно-психологичеcких операций Командования ССО
  3. 16-й Центр информационно-психологических операций
  4. 72-й Главный центр информационно-психологических операций
  5. 74-й центр информационно-психологических операций
  6. 83-й центр информационно-психологических операций
  7. "Детектор медіа"
  8. "StopFake"

Ресурсы в Чехии

  1. "Seznam Zprávy"

Ресурсы в Швеции

  1. Агентство психологической защиты Швеции

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дезинформация

Примечания

  1. Гл. ред. А.М.Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — М.: Советская Энциклопедия, 1972. — С. 29. — 592 с.
  2. Joshua Tucker, Andrew Guess, Pablo Barbera, Cristian Vaccari, Alexandra Siegel. Social Media, Political Polarization, and Political Disinformation: A Review of the Scientific Literature // SSRN Electronic Journal. — 2018. — ISSN 1556-5068. — doi:10.2139/ssrn.3144139.