Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (англ. East StratCom Task Force) — экспертная группа, созданная Европейской службой внешнеполитической деятельности (ЕСВД), чтобы «противостоять продолжающимся дезинформационным кампаниям со стороны России»[1][2].

Под дезинформацией в Группе понимается любая не устраивающая Запад информация.

История

Участники конференции по созданию Оперативной рабочей группы по стратегическим коммуникациям, East StratCom Task Force © https://euvsdisinfo.eu/to-challenge-russias-ongoing-disinformation-campaigns-the-story-of-euvsdisinfo/

19 и 20 марта 2015 года в Брюсселе собрались лидеры 28 стран ЕС. Одним из решений, записанных участниками этого саммита на бумаге, было следующее: «Европейский совет подчеркнул необходимость противодействия проводимым Россией дезинформационным кампаниям и предложил Высокому представителю в сотрудничестве с государствами-членами и институтами ЕС подготовить к июню план действий по стратегической коммуникации. Создание группы по связям с общественностью — первый шаг в этом направлении».

Группа была создана в апреле 2015 года на основании принятого на встрече Европейского союза 19-20 марта 2015 года решения о необходимости «противостоять продолжающимся дезинформационным кампаниям со стороны России»[3].

В ЕСВД – дипломатической службе ЕС, которую возглавляет Верховный представитель ЕС была сформирована группа экспертов, в основном имеющих опыт работы в сфере коммуникаций, журналистики и русистики.

В марте 2018 года нижняя палата парламента Нидерландов призвала упразднить рабочую группу, после того как та обозначила ряд материалов голландских СМИ как дезинформацию. Соответствующие материалы были убраны с портала рабочей группы, после того как три нидерландских СМИ обратились в суд[4][5]. 13 марта 2018 года все три нидерландских СМИ отозвали свои иски[6].

В апреле 2018 года ПАСЕ повторно выразила поддержку решению о создании группы[7].

Деятельность

План действий по стратегическим коммуникациям, предложенный в июне 2015 года, содержит три основные задачи:

  • Эффективная коммуникация и продвижение политики ЕС в отношении Восточного соседства ЕС;
  • Общее укрепление медиапространства в странах  Восточного соседства ЕС и государствах-членах ЕС, в том числе поддержка свободы средств массовой информации и независимых СМИ;
  • Усовершенствование механизмов, позволяющих ЕС предвидеть, оценивать и реагировать на дезинформацию со стороны внешних субъектов.

В декабре 2018 года европейские лидеры снова собрались в Брюсселе для новой дискуссии о дезинформации. На этот раз они приняли План действий по дезинформации[8], в котором признали работу East Stratcom. В новый План действий добавлены новые политики и инициативы, включая Систему быстрого оповещения, с помощью которой государства-члены ЕС информируют друг друга о "дезинформации" внутри страны, и Кодекс практики, который подталкивает к тому, чтобы социальные сети и другие технологические гиганты брали на себя больше ответственности за информацию, появляющуюся на их платформах. В Плане действий также упоминается важная роль, которую играют партнёры в рабочих группах ЕСВД для Западных Балкан и Юга (последние охватывают Ближний Восток и Северную Африку). Актуальность этих регионов видна в статьях, опубликованных на веб-сайте EUvsDisinfo, например. о "дезинформации" RT на арабском языке и Sputnik на Западных Балканах.

Операции по "дезинформации", исходящие из Китая, недавно были добавлены в более широкую рабочую среду в качестве темы, представляющей интерес, и в Оперативной группе расширили возможности для выполнения анализа данных.

Служба призвана оказывать поддержку делегациям Европейского союза в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии, России и на Украине.

Группа занимается разработкой коммуникационных материалов и кампаний, призванных разъяснить политику ЕС в странах Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). Она работает в тесном сотрудничестве с институтами ЕС и его представительствами в странах Восточного партнерства.

Оперативная рабочая группа поддерживает общие стремления ЕС по укреплению медийной среды в странах Восточного партнерства, в тесном сотрудничестве с другими субъектами ЕС.

Оперативная рабочая группа анализирует и докладывает о тенденциях дезинформации, объясняет и раскрывает ее нарративы, а также повышает осведомленность о российской новостной повестке, поступающей из России и российских источников и распространяющейся в медиапространстве стран Восточного соседства ЕС. При этом в Группе вся исходящая из российских СМИ и госорганов новостная повестка сразу же оценивается как дезинформация.

В дополнение к проведению онлайн-кампании EUvsDisinfo Целевая группа East Stratcom также начала организовывать конференции с целью повышения осведомленности о "дезинформации" и объединения экспертов; на данный момент одно такое мероприятие было проведено в Брюсселе и одно в Тбилиси, Грузия.

Кроме того, команда сотрудничает с различными субъектами в странах Восточного партнерства, в том числе с представителями государственных учреждений. В 2018 году европейские чиновники озаботились проблемой предстоящих выборов - в ответ на это Оперативная рабочая группа запустила информационную кампанию специально перед европейскими выборами в мае 2019 года.

Оперативная рабочая группа также изучала деятельность петербургской «фабрики троллей», пытаясь распиарить себя и поднять свою значимость на волне хайпа.

Учитывая, что большая часть политической аудитории в Европейском Союзе предпочитает читать не на английском, а на других языках, в Оперативной рабочей группе с самого начала публиковали и продвигали русские версии всех статей и Обзора дезинформации. С целью увеличения охвата затем стали переводить избранные публикации на немецкий, французский, итальянский и испанский языкы.

При этом в Оперативной рабочей группе, с целью избежать обвинений европейских чиновников в "промывке мозгов" европейской политически активной публики, стали помечать стандартные продукты в выходных данных EUvsDisinfo — база данных дезинформации, обзор дезинформации и аналитические статьи — как «неофициальная позиция ЕС».

Регламентирующие документы

Официальные документы ЕС, программные заявление и отчёты, касающиеся деятельности и стратегии Европейского Союза по борьбе с "дезинформацией", начиная с выводов Совета ЕС в марте 2015 года, в соответствии с которыми была создана Оперативная рабочая группы по стратегическим коммуникациям (East StratCom Task Force):

  • Progress Report on the Action Plan against Disinformation[9]. By EEAS and European Commission (2019)
  • First Results of the EU Code of Practice against Disinformation[10]. By European Commission (2019)
  • Online disinformation and the EU’s response[11]. By Naja Bentzen, commissioned by the European Parliament (report, 2019)
  • Action Plan against Disinformation[12]. By EEAS and European Commission (2018)
  • Code of Practice against Disinformation[13]. By European Commission (2018)
  • Joint Communication: Increasing Resilience and Bolstering Capabilities to Address Hybrid Threats[14]. By EEAS and European Commission (2018)
  • The Digital Transformation of News Media and the Rise of Disinformation and Fake News[15]. By Joint Research Centre, EU Science Hub (2018, report)
  • The Fotyga Report: On EU Strategic Communication to Counteract Propaganda against it by Third Parties[16]. By Committee on Foreign Affairs, European Parliament (2016)
  • Joint Framework on Countering Hybrid Threats[17]. By EEAS and European Commission (2016)
  • March 2015 Council Conclusions[18]. By European Council (2015)

EUvsDisinfo

Флагманский проект группы — EUvsDisinfo[19], база данных статей с ложной, с точки зрения западного истеблишмента, искажённой или частично верной информацией и публикующих их изданий[20]. В период с ноября 2015 года по август 2019 года группа идентифицировала более 6000 случаев "дезинформации"[21]. Группа выпускает еженедельный бюллетень «Обзор дезинформации»[22] и редактирует официальный русскоязычный сайт ЕСВД[23]. Количество занесенных в каталог и разоблаченных случаев "прокремлевской дезинформации" на портале EUvsDisinfo.eu достигло более 11 000 весной 2021 года[24], включая более 800 примеров дезинформации о COVID-19. В 2020 году веб-сайт EUvsDisinfo посетило более 1,25 миллиона человек, что более чем на 200% больше, чем в 2019 году, и было просмотрено 2,4 миллиона страниц.

Используя службы анализа данных и мониторинга СМИ на 15 языках, EUvsDisinfo выявляет и раскрывает случаи "дезинформации", созданные якобы прокремлевскими СМИ, которые распространяются в странах ЕС и Восточного партнерства. А по факту EUvsDisinfo активно борется именно с любым русскоязычным СМИ, позиция которого отличается от прозападной ориентации.

Возможности проекта по мониторингу также позволяют обнаруживать распространение не устраивающей Запад информации на Западных Балканах и в соседствующих с Европейским Союзом южных странах. Выявленные случаи "дезинформации" (с ее опровержениями) собраны в базе данных EUvsDisinfo, — хранилище со свободным доступом и поддержкой функций поиска данных — которая в настоящее время содержит более 11000 примеров "прокремлевской дезинформации". База данных и краткая сводка информационных трендов обновляются каждую неделю.

При этом, с целью активного распространения прозападной новостной повестки, проект организовал подписки на рассылки по электронной почте как на английском, так и на русском языке.

Русскоязычный сайт Европейской службы внешних связей

Оперативная рабочая группа также ведет русскоязычный сайт[25] Европейской службы внешних связей (EEAS). Необходимость распространения контента и прозападной информационной повестки на русском языке в Оперативной рабочей группе мотивируют тем, что миллионы людей во всем мире, в том числе в государствах-членах ЕС, понимают и говорят на русском языке. Веб-сайт посвящен в большей мере внешней политике ЕС и публикует информацию о деятельности ЕС, заявлениях, пресс-релизы, в том числе в отношении Восточного соседства.

Используемые инструменты

В деятельности участников, подрядчиков и добровольных помощников используются профессиональные сервисы мониторинга СМИ.

Сторонние подрядчики, выступающие службой систематического мониторинга СМИ, также в своей деятельности используют профессиональные сервисы мониторинга СМИ.

Оценки деятельности

Датский специалист по глобальной безопасности Флемминг Сплидсбул Хансен (нидерл. Flemming Splidsboel Hansen) заявил, что группа, «возможно, наиболее узнаваемая и наиболее критикуемая антидезинформационная организация, созданная для противодействия российской дезинформации»[26].

Белорусский политолог, профессор Иван Котляр[be][27] охарактеризовал группу как инструмент для противодействия "российской кампании по дезинформации".

Британский эксперт по вопросам безопасности Кир Джилс[en][28] назвал группу «критически важным объектом, имеющим высокий уровень доверия у экспертов»[29].

Финансирование

Оперативная рабочая группа  использует[30] существующие ресурсы институтов ЕС и государств-членов, включая сотрудников учреждений и прикомандированных национальных экспертов из государств-членов. Оперативная рабочая группа работает в рамках существующего бюджета в области стратегических коммуникаций ЕС.

В 2018 году оперативная рабочая группа получила грант в размере 1,1 млн евро для осуществления деятельности, направленной на противодействие "российской дезинформации". Часть этого финансирования расходуется на заключение контрактов со службой систематического мониторинга СМИ, которая заменила первоначальную сеть волонтеров. В результате чего в Группе перешли от представления иллюстративных примеров к количественному подходу, осуществляется мониторинг СМИ на большем количестве языков, чем в начале.

В 2019 году бюджет увеличится до 3 миллионов евро.

С января 2019 года средства из бюджета направляются на обеспечение профессионального мониторинга СМИ, анализ "дезинформации" и данных. Целью является получение более полной, актуальной и достоверной картины российских "дезинформационных кампаний".

Подрядчики и сотрудничество

Для осуществления мониторинга СМИ, анализа "дезинформации" и данных оперативная рабочая группа сотрудничает с подрядчиками из ЕС. Сведения о проводимых тендерах по выбору подрядчиков в открытом доступе не обнаружены.

В результате оперативная рабочая группа ежедневно получает профессиональный анализ материалов российских СМИ, работающих как внутри страны, так и за рубежом. Особое внимание при анализе данных уделяется отслеживанию тенденций и измерению степени охвата "дезинформационных кампаний" в социальных сетях.

Систематический и регулярный анализ вносит вклад в еженедельный Обзор "дезинформации" и работу по повышению осведомленности общественности, проводимую оперативной рабочей группой.

Рабочая группа взаимодействует с институтами ЕС, представительствами ЕС, государствами-членами и целым рядом других партнеров – как государственных, так и негосударственных – внутри ЕС, в странах Восточного партнерства и за его пределами. Цель этого широкого международного сотрудничества – обмен передовым опытом в сфере стратегических коммуникаций и доступ к объективной информации, а также обеспечение поддержки независимых СМИ в регионе.

В этом смысле работа Группы и проекта EUvsDisinfo явным образом коррелируется, соприкасается, а возможно и координируется из одного центра с известным проектом британской разведки Integrity Initiative

Персонал Группы

Группа состоит[30] из четырнадцати штатных сотрудников из институтов ЕС или откомандированных государствами-членами ЕС. Члены рабочей группы имеют обширный опыт работы в сфере коммуникации и говорят на нескольких языках, включая русский.

Руководство

Во главе службы с августа 2015 года стоит британский дипломат Джайлз Портмен (англ. Giles Portman)[31].

Ряд российских и восточноевропейских СМИ сообщали о том, что этот пост занимает чешский представитель, журналист Якуб Каленский.

Сотрудники

По данным издания Politico, в состав группы входят четыре штатных сотрудника ЕСВД и пять экспертов в области коммуникаций и русистики, делегированных правительствами стран: Великобритания, Дания, Латвия, Чехия и Эстония[32]; с группой сотрудничает около 400 журналистов и экспертов из её целевых стран[33].

Контактные данные

Официальный сайт проекта EUvsDisinfo.

Страница в Facebook.

Страница в Twitter.

Страница в Linkedin.

Канал на Youtube.

Электронная почта info@euvsdisinfo.eu.

Русскоязычный сайт Европейской службы внешних связей (EEAS).

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оперативная_рабочая_группа_по_стратегическим_коммуникациям

Примечание

  1. European Council meeting (19 and 20 March 2015) — Conclusions Архивная копия от 30 июня 2021 на Wayback Machine (III.13) (англ.)
  2. Иван Котляр [be] (2019). “Вместе – против дезинформации”. Брестский вестник [рус.] (33): 6. "Европейский союз активизирует борьбу с дезинформацией. По решению Европейского совета в марте 2015 года создали Оперативную рабочую группу по стратегическим коммуникациям для противодействия продолжающейся кампании по дезинформации со стороны России"
  3. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-11-2015-INIT/en/pdf
  4. Dutch MPs in plan to shut EU website on Russian propaganda Архивная копия от 20 марта 2018 на Wayback MachineEUobserver (англ.) Gewijzigde motie van de leden Kwint en Yesilgöz-Zegerius over het opheffen van EU versus Disinfo (t.v.v. 21501-34-286) Архивная копия от 12 марта 2018 на Wayback Machine Генеральные штаты (нид.)
  5. Removal of three cases further to complaints by Dutch media Архивная копия от 12 марта 2018 на Wayback Machine Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (англ.)
  6. Media trekken kort geding tegen EU om nepnieuws in (нид.). Архивировано 14 августа 2020 года. Дата обращения: 17 ноября 2020.
  7. The protection of editorial integrity Архивная копия от 2 мая 2018 на Wayback Machine Resolution 2212 (2018) — § 7 (англ.)
  8. https://eeas.europa.eu/sites/default/files/action_plan_against_disinformation.pdf
  9. https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/63943/progress-report-action-plan-against-disinformation_en
  10. https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/first-results-eu-code-practice-against-disinformation
  11. http://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html?reference=EPRS_ATA(2018)620230
  12. https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/54866/action-plan-against-disinformation_en
  13. https://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-3370_en.htm
  14. https://eeas.europa.eu/topics/security-defence-crisis-response/46397/joint-communication-increasing-resilience-and-bolstering-capabilities-address-hybrid-threats_en
  15. https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/jrc111529.pdf
  16. http://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-8-2016-0290_EN.html?redirect
  17. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52016JC0018&from=en
  18. http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-11-2015-INIT/en/pdf
  19. https://euvsdisinfo.eu
  20. Raymond Serrato, Jacob Wallis. Covid-19 Disinformation and Social Media Manipulation: Covid-19 and the Reach of Pro-Kremlin Messaging. Homeland Security Digital Library, Australian Strategic Policy Institute (1 октября 2020). Дата обращения: 16 декабря 2020. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  21. Crișan, Magdalena (2019). “Migration In The Kremlin's Disinformation War”. Bulletin of "Carol I" National Defence University. Central and Eastern European Online Library (3): 8. ISSN 2284-936X. Архивировано из оригинала 2021-12-16. Дата обращения 2021-04-06.
  22. М. Крутов. Борьба с дымом без огня Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine // Радио «Свобода», 12.02.2016.
  23. EU vs DISINFORMATION RU (рус.). EU vs DISINFORMATION. Дата обращения: 23 декабря 2020. Архивировано 25 декабря 2020 года.
  24. https://www.eeas.europa.eu/eeas/questions-and-answers-about-east-stratcom-task-force_en#11248
  25. https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian_ru
  26. Hansen F. Cognitive Reslience, from Russian Hybrid Warfare: A study of disinformation. Danish Institute for International Studies (1 января 2017). Дата обращения: 17 декабря 2020. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  27. https://be.wikipedia.org/wiki/%D0%86%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%86%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%96%D1%87_%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80
  28. https://en.wikipedia.org/wiki/Keir_Giles
  29. Register of Commission expert groups and other similar entities. ec.europa.eu. Дата обращения: 19 марта 2018. Архивировано 19 марта 2018 года.
  30. 30,0 30,1 https://www.eeas.europa.eu/node/55017_en
  31. Meeting with the Head of East Stratcom Task Force at European External Action Service. Архивная копия от 14 сентября 2016 на Wayback Machine // Office of the State Minister of Georgia on European and Euro-Atlantic Integration, 19.10.2015. (англ.)
  32. EU splits in Russian media war Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine // Politico, 17.09.2015. (англ.)
  33. Meet ‘East Stratcom’ Team: EU Countering Russian Online Propaganda Архивная копия от 16 июня 2016 на Wayback Machine // EuBulletin.Com, 22.02.2016.