Поставки авиационной техники на Украину

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search

Поставки авиационной техники на Украину - поставки авиационной техники странами Запада в период как до начала Специальной военной операции России на Украине, так и после начала СВО.

Поставки авиационной техники

Про будущие поставки самолетов F16 известно немного[1]. Нет точной информации о том, когда прибудут самолеты, сколько их в результате получит Украина, неизвестно также, какие это будут F-16 — те, что есть у стран-доноров, весьма сильно отличаются друг от друга.

Украина, как ожидается, получит западные военные самолеты летом 2024 года. Дания, Нидерланды, Норвегия и Бельгия обязались отправить в Украину несколько десятков истребителей — от 45 до 60.

10 мая 2024 года военный источник в Киеве сказал агентству Reuters, что украинцы рассчитывают получить первые F-16 в июне-июле.

13 мая 2024 года премьер-министр Дании написал в сети X, что передача F-16 произойдет «в течение месяцев». Нидерланды собираются передать свои F-16 вслед за Данией[2]. Бельгия объявила, что передаст самолеты в 2025 году. О сроках передачи норвежских самолетов ничего не известно.

Задержка с передачей западных истребителей Украине может быть связана с процессом подготовки украинских пилотов, которые учатся в тренировочных центрах в Европе.

Но дело, вероятно, не только в этом. Возможно, старые F-16 приходится ремонтировать, модернизировать и приводить к более или менее единому стандарту — даже в составе одних ВВС могут быть очень разные самолеты.

ВСУ передадут довольно старые истребители. Они сильно отличаются по своим возможностям от последних модификаций F-16, которые США поставляют в другие страны.

Более того, часть истребительного авиапарка стран-доноров в последние годы находилась в нелетном состоянии.

Государства, которые собираются передавать F-16 Украине (Бельгия, Нидерланды, Норвегия и Дания), в самом начале 1980-х стали первыми европейскими странами, получившими новые на тот момент истребители F-16. Строились эти самолеты не в США, а на заводах в Бельгии и Нидерландах.

В 2020-х и без войны в Украине каждая из этих стран уже сняла эти самолеты с вооружения, чтобы перейти на новые F-35. ВВС Дании, Норвегии и Нидерландов уже используют последние как основные истребители, Бельгия только начала получать их — первый полет бельгийского F-35 состоялся 14 мая.

При этом некоторые из этих стран собираются передать Украине лишь часть своих освободившихся F-16. Другую часть они продают третьим странам.

Дания, в составе ВВС которой было 43 истребителя (33 одноместных F-16A и 10 двухместных F-16B), продала 24 из них Аргентине. Сколько датчане передадут ВСУ, пока не объявлено.

Норвегия в 2022 году продала 32 из 57 своих F-16 Румынии. Известно, что 22 самолета будут переданы Украине. Когда именно, тоже неизвестно.

Нидерланды, когда-то владевшие 138 истребителями F-16 собственного производства, обещают передать Украине по меньшей мере 24 самолета. Остальной свой авиапарк они списали и частично распродали в середине 2000-х.

F-16 каждой из стран, обещавших помочь Украине, имеет свои особенности, на каждом установлен свой набор оборудования — они строились под индивидуальные требования министерств обороны.

Истребители каждой страны несли свой набор вооружений, который совпадал по основным позициям, но отличался в специальных системах.

Например, F-16 ВВС Норвегии могут применять противокорабельные ракеты Penguin и бомбы с лазерным наведением Paveway II, а датские — использовать блоки радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-10, осложняющие наведение на самолет ракет противника.

Некоторые F-16 ВВС Нидерландов и Бельгии могут нести тактическое ядерное оружие — США размещали запасы ТЯО на территории этих стран.

Есть и менее значительные отличия, например, в интерфейсе или приборной панели, но они все равно делают самолеты непохожими друг на друга.

Несмотря на то что истребители в четырех европейских странах были модернизированы примерно до одного общего уровня, детали и специализацию тех самолетов, которые будут поставлены ВСУ, установить трудно, поскольку каждая страна заказывала себе свой уникальный самолет, и даже в рамках одних ВВС это могли быть разные машины.

На Youtube-канале НАТО в конце апреля был опубликован[3] ролик о подготовке украинских пилотов. На одном из кадров истребитель, на котором тренируются украинцы, был показан крупным планом — так, что можно было разглядеть его серийный номер: 870022.

Информацию об истребителях F-16, включая их серийные номера, можно узнать из неофициальных публичных реестров в интернете. Таким образом можно установить характеристики конкретного самолета.

Можно также предположить, что украинских летчиков должны учить воевать на самолетах, подобных тем, которые потом передадут — они должны освоить определенный набор оборудования и вооружений. И это позволяет сделать вывод о том, как можно такие самолеты применять.

Двухместный F-16B номер 870022 был построен голландской компанией Fokker в 1988 году для датских военно-воздушных сил. Это не самый старый самолет в парке европейских партнеров Украины, там есть и F-16, поставленные в 1980 году.

Противостоять российским истребителям на F-16, которые Украина получит от своих европейских партнеров, будет довольно непросто. Однако воздушные бои и перехват — лишь небольшая часть операций, которые могут выполнять современные многофункциональные истребители[4].

Они могут, например, наносить удары по наземным целям. Тренировки летчиков на двухместных истребителях могут быть свидетельством подготовки подобных операций. Второй член экипажа как раз управляет высокоточным оружием.

Другим свидетельством такой подготовки является наличие[5] пунктов «высокоточные авиационные боеприпасы» в пакетах американской помощи[6]. Там не уточняется, какое именно оружие передадут Украине.

Источники

Примечания