Литературная пропаганда

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Литературная пропаганда - распространение при помощи литературных произведений, то есть в широком смысле при помощи любого письменного текста, политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей о происходящих процессах с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности[1].

Терминология

В настоящее время термин "пропаганда" используется также и с отрицательной коннотацией. Так, в Википедии[2] "пропаганда" (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению» ← prōpāgo «распространяю») — распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (включая искаженной) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Такой подход базируется на англо-саксонском подходе к оболваниванию общества и создании "управляемого стада" для рыночной экономики.

Разновидностью пропагандистской литературы можно считать агитационную литературу. Разница между ними лишь количественная. «Пропагандист, — говорит Плеханов, — даёт много идей одному или нескольким лицам, а агитатор даёт только одну или только несколько идей, зато он даёт их целой массе лиц, иногда чуть не целому населению данной местности».

Агитационная литература — совокупность художественных и иных литературных произведений, которые, воздействуя на чувства, воображение и волю людей, побуждают их к определённым поступкам, действиям.

Термин агитационная литература имеет в виду главным образом литературу, являющуюся средством агитации той или другой группировки общества, либо, в марксистском представлении — класса, — литературу, призывающую к непосредственным общественным действиям.

К иной агитационной литературе (нехудожественной) относится: печать периодическая и непериодическая: газеты, журналы, листовки, воззвания, лозунги, брошюры, памфлеты.

Необходимо отметить, что агитационным, в принципе, является почти любое художественное произведение. Писатель-поэт всегда стремится вызвать в читателе то же отношение, что и у него самого к изображаемым им явлениям, и те чувства, какие испытывает сам; он стремится привлечь читателя на свою сторону.

Под агитационным художественным произведением в собственном смысле подразумевается произведение-призыв, откликающееся на злобу дня, на политические события (отсюда художественная агитационная литература называется ещё политической поэзией).

Тема агитационного художественного произведения, чтобы быть интересной читателю, должна быть актуальной. Темы художественной агитационной литературы не «ёмки», то есть не приспособлены к изменчивости событий. Агитационное произведение не теряет своей живучести после события, породившего его, лишь в том случае, если оно выражает целевую направленность этого события и устремление в его борьбе за конечный идеал.

Большинство же агитационных произведений претерпевает метаморфозу: из боевого поэтического оружия они становятся трофеями истории. Такие трофеи оставили все революции.

История вопроса

М. В. Киселёв выделяет два основных метода пропаганды: убеждение и внушение. Если убеждение апеллирует к критическому мышлению, то внушение основывается «на некритическом (и часто неосознаваемом) восприятии информации. В процессе внушения восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания»[3]. Внушению способствует, как отмечал В. М. Бехтерев, недостаток активного внимания: «Очевидно, что внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки непосредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия»[4].

Использование художественной литературы в качестве пропаганды относится к непрямым способам пропагандистского воздействия (в отличие от собственно пропагандистской литературы, например печатных материалов различных партий, политических и общественных деятелей, которые не преследуют никакой иной цели, кроме изложения своей точки зрения и привлечения сторонников). Художественная литература, при взгляде на нее как на одно из средств пропаганды, может рассматриваться, с одной стороны, как канал коммуникации, с другой – как метод – разновидность внушения. Именно как внушение, суггестию, определяет природу поэзии великий русский ученый Александр Николаевич Веселовский. Он следующим образом описывает эволюцию человеческой речемысли: первый этап – поэзия языка, представляющая собой первичную метафорическую номинацию, при которой означаемое равно означающему, затем идет миф, являющийся совокупностью первичных метафорических имен и представляющий мир в целом, на третьем этапе появляется проза, проводящая различие между означающим и действительностью и заменяющая образ понятием, метафору – сравнением, миф – сюжетом (одним из возможных описаний действительности), и последний этап – новая поэзия, появляющаяся из потребности персонифицировать, этически и эмоционально переработать новое абстрактное знание; на этом этапе также возникает дидактическая проза, которая позже будет названа Г. Г. Шпетом прозо-поэзией[5], а В. В. Виноградовым – художественной прозой.

Общими для художественной литературы и пропаганды являются:

  • Сюжетосложение / сторителлинг. Основой сообщения в художественном и пропагандистском дискурсах является в большинстве случаев некая последовательность событий[6]; сообщения имеют два уровня: поверхностный, представляющий собой историю, и глубинный, выражающий интенцию коммуниканта[7]. Структура сообщения в пропаганде часто имеет последовательность НИП: негативная ситуация, ее исправление и позитивные последствия, что соответствует строению литературного сюжета: завязка, перипетии, развязка.
  • Наличие протагониста и антагониста, положительного и отрицательного героя (врага). Что касается массовой литературы, то она ближе в этом отношении к пропаганде, здесь картина упрощена, существует только белое и черное.
  • Обращение к чувствам человека, имеющее в теории пропаганды название «эмоциональный резонанс». Пропаганда использует все возможные выразительные и изобразительные средства языка для усиления эмоционального воздействия, например излюбленным приемом является градация.
  • Эффект присутствия, рассчитанный на вовлечение реципиента в повествование и провоцирование чувства эмпатии. В художественном тексте такой эффект достигается преимущественно повествованием от первого лица, в пропаганде – репортажем с места событий. К этой же категории можно отнести и прием «очевидцы события», когда событие представляется глазами персонажа (в художественной литературе) или участника происшествия, как правило, подставного (в СМИ).
  • Информационная блокада / доминирование, состоящая в:

а) контроле выбора слов (общий выбор слов создает тематическую, эмоциональную, конкретную, абстрактную и т. д. перспективу повествования, выбор ключевых слов формирует угол зрения на предмет речи);

б) контроле выбора компонентов описаний и повествований (реципиенту доступно только то, что показано, описано);

в) соблюдении единства интерпретации (в художественной поэтике носит название оценочной точки зрения).

Художественная литература конца ХХ в. знает много примеров обыгрывания эффекта точки зрения, например «Шум и ярость» Фолкнера. К приему информационного доминирования примыкают также такие приемы пропаганды, как комментирование, подмена (исполь зование эвфемизмов), навешивание ярлыков, классификаторы, перспектива, тематическое доминирование.

  • Комментирование, представляющее собой «создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении» и вывод сам собою напрашивается. Большую роль здесь играют интонация речи, подбор фактов усиления или ослабления высказываний, сравнения – приемы обычные в художественном тексте.
  • Перспектива. В литературоведении различают точки зрения в планах идеологии, фразеологии, пространственно-временной характеристики, психологии, а также рассматривается сложная точка зрения как взаимоотношение точек зрения на разных уровнях.
  • Повторение. В художественной литературе виды повторов многочисленны: они обнаруживаются на всех языковых и текстовых уровнях: от фонетического / графического до композиционного.
  • Констатация факта, создающая соответствующее настроение. Например, в пропаганде: «В оппозиционном лагере – разброд и шатания!»; в литературно-художественном тексте: «Все смешалось в доме Облонских».
  • Обход с фланга, или техника фактографического правдоподобия, когда идеи подаются между строк в рассказе, состоящем из фактов и событий. Примером использования этого приема в литературе может служить поэтика акмеизма, или стиль Эрнеста Хемингуэя.
  • Отвлечение внимания при помощи калейдоскопического расположения материала. Как известно, коллаж является обычным приемом в литературе модернизма и постмодернизма.
  • Переписывание истории. «Искусственно сформированная картина исторической действительности передается отдельным индивидам с помощью книг, лекций, радио и телевидения, прессы, театральных представлений, кинофильмов и т. д. Таким образом строится иллюзорный мир, который воспринимается как настоящий». Этот прием близок технике «полуправда».
  • Контраст, оттеняющий свойства. Роль социального фона, на котором воспринимается человек или группа, велика, белое ярче выделяется на фоне черного. Пропагандистским примером может служить создание образа своей партии, как сплоченной команды единомышленников на фоне скандалов в стане противника. В художественном творчестве оппозиция – типологическая черта. Прием контраста в литературно-художественном произведении встречается на всех его уровнях: языковом, сюжетно-композиционном, идейном. Самые яркие контрасты мы находим, конечно, в сказке.
  • Смещение акцентов. Техника смещения означает перенос эмоционально-оценочного акцента с одного представления на другое, при этом важное становится неважным и наоборот. Переход от одной литературной эпохи к другой всегда связан со смещением акцентов. Этот прием является имманентным свойством художественного творчества.
  • Создание ассоциаций, аналогии и метафоризация. Эти приемы, являющиеся основой художественного дискурса, широко используются в пропаганде, в частности в имиджмейкинге. «Поэтическая метафора создает в воображении красочный образ. Он оказывает чудодейственный эффект и надолго отшибает здравый смысл. Переубедить людей, в головы которых вбита простая и привлекательная ложная метафора, бывает очень трудно. Достигнуть чего-нибудь при помощи логики здесь невозможно, нужно запускать контрметафору»[8].
  • Создание угрозы, образ врага. В художественном произведении антагонист легко трансформируется в образ врага.
  • Использование медиаторов и обратная связь. В случае пропаганды это лидеры общественного мнения и отдельные члены микросоциальных групп, дискуссии, звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др.; в случае художественной литературы – критика и школа.

Основные виды литературы

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Документальная проза — вид литературы, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Документальная проза включает биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.

Публицистика — род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Мемуары — записки о прошлых событиях современников или участника этих событий. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не опубликована.

Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются.

Справочная литература - литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:

  • Словари, упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;
  • Справочники, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, медицинский справочник — по локализации заболеваний или характеру симптомов);
  • Энциклопедии — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.

Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).

Также существуют и другие виды литературы: литература по психологии и саморазвитию, духовная, религиозная литература, рекламная литература, выделенная в отдельный вид (листовка, брошюра, рекламный проспект и т. д.), и другие виды, а также отраслевые массивы.

Средства реализации

Литературная пропаганда реализуется через художественные произведения, публицистические произведения, печать периодическую и непериодическую - газеты, журналы, листовки, воззвания, лозунги, брошюры, памфлеты.

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Литература
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Агитационная_литература

Примечание

  1. Пропаганда // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пропаганда
  3. Киселёв М. В. Психологические аспекты пропаганды. URL : psyfactor.org/propaganda7.htm (дата обращения 21.01.2018).
  4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб. : Питер, 2001. 256 с.
  5. Виноградов В. В. О художественной прозе // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М. : Наука, 1980.
  6. Салиева Л. К. Событие в нарратологии и связях с общественностью // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2016. No 54. С. 146–160.
  7. Салиева Л. К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2012. No 3. С. 116–128.
  8. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. 2002. URL : polbu.ru/sorochenko_propagation/ (дата обращения 25.01 2018).