Иностранный агент

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Иностранный агент (также зарубежный представитель) — лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой, обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. Ряд стран налагает ограничения на деятельность иностранных агентов, как физических лиц, так и НКО.

Термин покрывает очень широкий круг значений, однако из-за того, что иностранными агентами называют также и шпионов, словосочетание «иностранный агент» в русском и английском языках имеет негативный оттенок. Такого оттенка нет у словосочетания «зарубежный представитель».

История вопроса

Регулирование "иностранных агентов" по странам

Австралия

В 2018 году в стране был принят Закон о программе прозрачности иностранного влияния (начал действовать 10 декабря 2018 года)[1]. Согласно ему, иностранные агенты - лица, работающие на территории Австралии под контролем иностранных правительств, должны подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Это сделано для того, чтобы члены правительства, принимающие решения, и представители общественности могли получить доступ к информации о характере и степени иностранного влияния в стране. Под действие закона подпадают лоббирование в парламенте и СМИ, предоставление финансовых средств. Осуществление деятельности при отсутствии регистрации, невыполнение обязанностей по Программе прозрачности или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации является уголовным нарушением, за которое предусмотрен штраф или лишение свободы до пяти лет. В настоящее время в регистре прозрачности зарегистрировано около 50 компаний и частных лиц.

Великобритания

В мае 2019 года министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид заявил[1] о необходимости ввести практику "регистрации иностранного агента" с целью уменьшить "враждебную деятельность" против Великобритании со стороны ряда государств, включая Россию.

Венгрия

В июне 2017 года парламент страны принял закон[1], усиливающий контроль над НПО с иностранным финансированием на сумму не менее €24 тыс. в год. Согласно закону, эти НПО должны быть зарегистрированы как "организации, получающие иностранное финансирование", указывать этот факт на всех мероприятиях и в публикациях, предоставлять ежегодную подробную отчетность о своей деятельности. В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты. В Венгрии прошли регистрацию 152 НПО с иностранным финансированием, однако многие организации проигнорировали закон (всего в стране более 56 тыс. НПО).

Грузия

Казахстан

Действующее законодательство Республики Казахстан не содержит как такового юридического понятия "иностранный агент"[2].

С 2018 года Налоговым кодексом Казахстана введено требование о предоставлении отчетности в органы госдоходов лицами, которые получили деньги или иное имущество от иностранных государств, иностранцев, международных и иностранных организаций. Иностранные агенты - физические лица и юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства[3].

Поправка направлена на повышения уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям[4]. "В целях реализации данной нормы Министерством финансов утверждены соответствующие правила, в реестре указываются наименование и идентификационный номера (БИН/ИИН) лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников. Согласно статье 30 Налогового кодекса сведения об идентификационном номере налогоплательщика и его наименование не являются налоговой тайной", - отметили в пресс-службе.

Сведения предоставляются лицами, деятельность которых направлена на оказание юридической помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов и т.д. (п.п. 1, п. 1, ст.29 Налогового кодекса).

За нарушение требований кодекса виновные могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 460-1 Кодекса РК об административных правонарушениях.

Порядок ведения реестра определён Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 240 "Об утверждении Правил ведения базы данных о лицах, получивших и расходовавших деньги и (или) иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также их включения и исключения из базы данных"[5].

В 2022 году внесены изменения в ст. 29 Налогового кодекса, согласно которым Комитет государственных доходов публикует на своем интернет-ресурсе реестр лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников. Данная поправка направлена на повышения уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям. В целях реализации данной нормы Министерством финансов утверждены соответствующие Правила, в реестре указываются наименование и идентификационный номера (БИН/ИИН) лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников (Приказ от 20.02.2018г.  №240). Согласно статье 30 Налогового кодекса Республики Казахстан сведения об идентификационном номере налогоплательщика и его наименование не являются налоговой тайной.

В марте 2023 года в Комитете госдоходов напомнили[6], что с 2018 года Налоговым кодексом введено требование о предоставлении отчетности в органы госдоходов лицами, которые получили деньги или иное имущество от иностранных государств, иностранцев, международных и иностранных организаций. "Сведения предоставляются лицами, деятельность которых направлена на оказание юридической помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (подпункт 1 пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса). В 2022 году внесены поправки в статью 29 Налогового кодекса, согласно которым Комитет государственных доходов публикует на своем интернет-ресурсе реестр лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

13 марта 2023 года министр финансов Казахстана подписал приказ о создании реестра «лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства», а в сентябре 2023 года был опубликован такой реестр, в который вошли 240 неправительственных общественных организаций, общественных фондов, организаций, правозащитников и журналистов[7].

"Реестр лиц, получающих деньги или иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию" доступен на сайте Комитета госдоходов Министерства финансов Республики Казахстан[8] (скачать файл) по состоянию на 1 июля 2023 года.

Киргизия

В январе 2024 года профильный комитет киргизского парламента одобрил[9] во втором чтении законопроект, ужесточающий контроль над некоммерческими (неправительственными) организациями (НКО, НПО).

Инициаторами законодательного нововведения выступают 19 депутатов. Авторы проекта закона хотят сделать работу НКО (НПО) максимально прозрачной. В случае принятия закона они будут обязаны регулярно отчитываться об источниках получения средств, а проводимые ими финансовые операции перестанут быть коммерческой тайной.

Законопроект предлагает введение понятия «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя».

В октябре 2023 года документ уже рассматривался на заседании депутатского корпуса в режиме первого чтения.

По словам президента Киргизии Садыра Жапарова, более 30 стран принуждают Киргизию не принимать эту инициативу.

Госсекретарь США Энтони Блинкен лично написал Жапарову письмо, где «выразил обеспокоенность» в связи с рассмотрением в парламенте республики соответствующего законопроекта[10]. В ответном письме Жапаров попросил Блинкена не вмешиваться во внутренние дела Киргизии.

В феврале 2024 года Парламент Киргизии вернул[10] проект закона о НПО/НКО на дополнительное рассмотрение в Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту. Инициатором возврата документа стал замглавы профильного комитета Чынгыз Ажибаев. Вице-спикер Нурланбек Азыгалиев поддержал его.

«Были обсуждения и различные предложения, в том числе об исключении статьи об уголовной ответственности. У нас есть право еще раз внимательно рассмотреть законопроект в комитете», — сказал он.

Израиль

В июле 2016 года был принят[1] Закон о прозрачности финансирования НПО. Так, если организация получает из иностранных источников более половины своего финансирования, то она обязана указывать своих зарубежных спонсоров в соответствующих документах. Также это должно быть прописано в публикациях СМИ, если речь идет о таких НПО. В случае нарушения этого закона предусмотрен штраф в размере в 29,2 тыс. шекелей (около $8,4 тыс.). В 2018 году в Израиле в статусе иностранных агентов было зарегистрировано 27 НПО.

Российская Федерация

Понятие "иностранный агент" появилось в 2012 году после принятия поправок к закону «О некоммерческих организациях». Статус критикуется оппозицией и западными представителями как ограничивающий права человека в России. Инициаторами и сторонниками закона обоснованно высказываются утверждение о высокой схожести закона с американским законом FARA и о большей жёсткости последнего, даже более - при издании поправок в федеральные законы, вводящее понятие "иностранный агент", российскими законодателями изначально за образец брался именно американский закон FARA.

Закон «О некоммерческих организациях»

29 июня 2012 года был внесён законопроект и 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012[11]) к закону «О некоммерческих организациях»[12]. В соответствии с этим законом статус «иностранного агента» получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:

  • занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность»)
  • получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Понятие «иностранный агент» не распространяется на:

  • иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
  • зарегистрированные религиозные организации;
  • госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.

Согласно закону, «иностранные агенты» должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.

19 января 2023 года Правительство России утвердило положение о госконтроле за деятельностью иностранных агентов, который будет осуществляться Министерством юстиции и территориальными органами. Согласно ему контролирующие органы получают право: посещать мероприятия, осуществляемые иностранными агентами; запрашивать распорядительные документы у юрлиц контролируемых иноагентами; запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности иноагентов; изучать имеющие в распоряжении властей документы, а также анализировать все материалы, размещённые иностранными агентами; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. При этом плановые проверки иноагентов не должны проводиться чаще одного раза в год.

СМИ — «иностранные агенты»

25 ноября 2017 года в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве «иностранных агентов» Russia Today и Sputnik был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ — «иностранного агента».

Согласно новой редакции статьи 6 закона о СМИ, Минюст может признать «иностранным агентом» любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от «иностранных органов» или граждан непосредственно или через российские юрлица. Такие «иностранные агенты» приравнены в своих обязанностях к НКО — «иностранным агентам». Реестр признанных иностранных СМИ — «иностранных агентов» ведётся Минюстом.

Физические лица — СМИ — «иностранные агенты»

В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки авторства депутатов Петра Толстого и Леонида Левина, а также сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, предполагающие признание физического лица «иностранным агентом» при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — «иностранных агентов» или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа. Таким образом, физлицами — «иностранными агентами» могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми (к концу 2019 года ими были «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода», «Сибирь. Реалии», «Idel.Реалии», «Север. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии», которые были признаны иногентами в ответ на признание властями США таковым телеканала RT).

В конце ноября документ был одобрен во втором и третьем чтениях Госдумой, а позже — Советом Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал его 2 декабря под № 426-ФЗ. Документ внёс поправки в закон о СМИ; срок учреждения российских юридических лиц установлен до 1 февраля 2020. 8 декабря 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности физлиц и организаций, признанных «иностранными агентами» в России. В случае одобрения законопроекта «иностранными агентами» можно будет признавать физических лиц, занимающихся политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере и получающих деньги и иную помощь из-за рубежа. Кроме того, статус «иностранного агента» можно будет присваивать организациям, действующим без образования юридического лица и без государственной регистрации.

Незарегистрированные общественные объединения — «иностранные агенты»

30 декабря 2020 года Президент подписал закон об «установлении дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», который, помимо прочего, предусматривает возможность признавать «иностранными агентами» «общественные объединения, которые функционируют без приобретения прав юридического лица».

В феврале 2021 года Минюст объявил о планах по созданию нового реестра «иностранных агентов», в который будет вносить незарегистрированные и не имеющие юридического лица общественные организации, финансируемые из иностранных источников и ведущие в России политическую деятельность, и опубликовал указ Президента РФ, наделяющий Минюст полномочиями по ведению этого реестра.

Реестр иностранных агентов

См. основную статью "Реестр иностранных агентов".

Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен

Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которым регулируется деятельность иностранных агентов, вступил в силу 01.12.2022.

Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

США

Наиболее разработанное законодательство в этой сфере действует в США, где подобная деятельность регулируется[1] Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он был принят в 1938 году в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны. После ряда изменений (наиболее существенные были внесены в 1966, 1995 и 2007 годах) документ стал инструментом борьбы с лоббированием иностранных политических интересов.

Согласно закону, лица (юридические и физические, в том числе граждане США), представляющие интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц ("иностранные принципалы") - и действующие по их приказу, просьбе и направляющим указаниям обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Закон распространяется на такие сферы, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или раздача финансовых средств, представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.

При регистрации агент должен дать полную информацию о себе, описать свою деятельность, структуру собственности, сообщить информацию об иностранном заказчике, полученных от него средствах (в том числе на что они были потрачены - с указанием получателей), распространяемых информационных материалах. Закон не распространяется на лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью в области религии, образования, науки и искусства. Под действие закона не подпадают официальные представители иностранных государств, в том числе дипломаты.

За нарушение закона предусмотрен штраф до $10 тыс. и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Иностранец, признанный виновным в его нарушении, подлежит депортации.

Деятельность иностранных агентов в США также ограничивается Параграфом 951 раздела 18 Кодекса США. Согласно ему, лица, работающие на территории США под контролем иностранных правительств, обязаны уведомлять генерального прокурора США о своей деятельности (правило не распространяется на дипломатов). Нарушителям грозит штраф (размер не указывается) или тюремное заключение сроком до 10 лет. Возможно применение обеих мер наказания.

На начало декабря 2019 года в списке действующих иноагентов на сайте Минюста США числятся 464 физических и юридических лица.

По мнению министерства юстиции США, деятельность иностранных агентов в США также ограничена следующими законами и распоряжениями президента:

  • 18 U.S.C. § 951. Этот закон криминализует любую (не только политическую) активность в США без регистрации, которая проводится по поручению иностранного правительства (а не любого «принципала») под угрозой заключения до 10 лет. В отличие от шпионажа, такая активность не включает попыток доступа к секретной информации. Именно по этому закону Мария Бутина была осуждена на полтора года заключения в 2018 году;
  • Public Law 893, 50 U.S.C. §§ 851—857;
  • Акт Вурхиса 18 U.S.C. § 2386 (the Voorhis Act);
  • запрещение 1981 на размещение в Вашингтоне представительства Организации освобождения Палестины;
  • E.O.[en] 12947 (1995) запрещает сбор денег в США организациями, противодействующими мирному процессу;
  • Раздел 401 закона о борьбе с терроризмом и эффективной смертной казни 1996 года[en] запрещает сбор денег для террористических организаций.

Некоторые законы расширяют список исключений для иностранных агентов:

  • Taiwan Relations Act, 22 U.S.C. § 3301 и последующие параграфы;
  • раздел 105(f)(2) договора о свободной ассоциации;
  • 48 U.S.C. § 1681.

Принятый 17 октября 1940 года «Акт о регистрации находящихся под контролем иностранных государств организаций, осуществляющих политическую деятельность в США» или «Акт Вурхиса» (§ 2386 Раздела 18 Кодекса законов США) регулирует деятельность организаций, связанных с международными или иностранными политическими структурами, или, согласно определению правительства США, «организаций, являющихся „субъектами иностранного влияния“».

Украина

В начале 2014 года на Украине были приняты законы, которые определили иностранного агента как общественное объединение, которое получает финансирование от иностранных государств, зарубежных и международных неправительственных организаций, а также физических лиц, не являющихся гражданами Украины, и принимает участие в политической деятельности на территории Украины. Согласно закону, иностранные агенты должны были зарегистрироваться[13], получаемые ими средства должны были облагаться налогами на прибыль. 2 февраля 2014 года соответствующий закон потерял силу[14].

Эстония

В марте 2018 года стало известно о подготовке такого закона в Эстонии[1]. По словам министра юстиции Урмаса Рейнсалу, документ должен пресечь "деятельность организаций, работающих по заданию и при финансовой поддержке других стран", которые пытаются повлиять на "формирование общественного мнения в Эстонии".

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иностранный_агент
  2. https://tass.ru/info/7253197

Примечание

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 https://tass.ru/info/7253197
  2. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/poyavyatsya-v-kazahstane-inoagentyi-otvet-ministra-finansov-499937/
  3. Статья 29 Налогового кодекса Республики Казахстан.
  4. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/reestr-inoagentov-opublikovan-spisok-lits-finansiruemyih-iz-511021/
  5. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36240763
  6. https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/reestr-lits-finansiruemyih-inostrannyih-istochnikov-novoe-493825/
  7. «Черненький список казахстанских иноагентов», почему из списка дружественных стран России исчез Казахстан?
  8. https://kgd.gov.kz/ru/content/reestr-lic-poluchayushchih-dengi-i-ili-inoe-imushchestvo-ot-inostrannyh-gosudarstv
  9. https://eadaily.com/ru/news/2024/01/23/v-parlamente-kirgizii-odobrili-zakonoproekt-o-podkontrolnosti-nko-gosudarstvu
  10. 10,0 10,1 https://eadaily.com/ru/news/2024/02/14/parlament-kirgizii-vernul-zakonoproekt-o-nko-na-dopolnitelnoe-rassmotrenie
  11. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132900/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/#dst100022
  12. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
  13. Украина впервые ввела в законодательство понятие иностранного агента Архивная копия от 20 января 2014 на Wayback Machine. РИА Новости, 17 января 2014 года.
  14. Минюст Украины подтвердил отмену законов 16 января Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine. Взгляд.ру, 5 февраля 2014 года