Иностранный агент
Иностранный агент (также зарубежный представитель) — лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой, обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. Ряд стран налагает ограничения на деятельность иностранных агентов, как физических лиц, так и НКО.
Термин покрывает очень широкий круг значений, однако из-за того, что иностранными агентами называют также и шпионов, словосочетание «иностранный агент» в русском и английском языках имеет негативный оттенок. Такого оттенка нет у словосочетания «зарубежный представитель».
История вопроса
Регулирование "иностранных агентов" по странам
Европейский Союз
Германия, Венгрия и Польша выступили против предлагаемой в ЕС меры по усилению контроля за организациями, которые ведут деятельность в ЕС и получают финансирование из-за рубежа, сообщает газета Financial Times[1] со ссылкой на источники, знакомые с вопросом.
"Согласно предложенному законопроекту, ЕС создаст центральный реестр для средств массовой информации, неправительственных организаций и лоббистских групп, которые получают финансирование из стран, не входящих в ЕС... во время встречи послов ЕС на прошлой неделе ряд стран, включая Германию, Польшу и Венгрию, призвали к изменению законопроекта, при этом некоторые страны-члены не готовы к принятию законопроекта на этом этапе", - пишет газета.
Отмечается[2], что поддерживаемые Германией и другими странами международные неправительственные организации осудили предложенную в ЕС меру, ссылаясь на то, что она похожа на те, которые были введены в России и Грузии в отношении иноагентов.
"Из-за этого ЕС могут обвинить в лицемерии. Мы критикуем такие правительства, как Грузия, за принятие закона об иностранном влиянии, но при этом обсуждаем то, что может быть расценено как схожий шаг", - заявил неназванный европейский дипломат изданию.
Отмечается, что из-за позиции Германии, Венгрии и Польши законопроект, вероятно, отправится на пересмотр.
Венгрия
В июне 2017 года парламент страны принял закон[3], усиливающий контроль над НПО с иностранным финансированием на сумму не менее €24 тыс. в год. Согласно закону, эти НПО должны быть зарегистрированы как "организации, получающие иностранное финансирование", указывать этот факт на всех мероприятиях и в публикациях, предоставлять ежегодную подробную отчетность о своей деятельности. В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты. В Венгрии прошли регистрацию 152 НПО с иностранным финансированием, однако многие организации проигнорировали закон (всего в стране более 56 тыс. НПО).
Франция
13 мартв 2024 года Нижняя палата Франции, Национальная ассамблея, приняла законопроект о борьбе с иностранным вмешательством[4].
Юридический комитет Национальной ассамблеи утвердил 13 марта, новый арсенал для борьбы с иностранным вмешательством. Законопроект, направленный на «предотвращение иностранного вмешательства» во Францию, предложенный депутатом от Вьенны Сашей Улье, содержит четыре положения, целью которых является остановить многообразие угроз, которые таит в себе это вмешательство со стороны иностранных держав, в основном России, Китая и даже Турции.
Захват политических элит, экономический шпионаж, кибератаки, крупномасштабные кампании дезинформации… «Иностранное вмешательство — это текущая, реальная и непосредственная угроза», — подчеркнул г-н Улье, также являющийся президентом юридического комитета, ссылаясь на кибератаку, осуществленную с воскресенья 10 марта против нескольких министерств и заявлений различных хакерских групп, связанных с Россией.
Эта парламентская инициатива, редкая по подобной теме, основана на выводах отчета парламентской разведывательной делегации за 2022-2023 год, обнародованного в начале ноября 2023 года и в котором парламентский контрольный орган спецслужб предупредил о «наивности» и «отрицании», в которых оказалась Франция перед лицом иностранного вмешательства.
Еще один парламентский отчет[4] комиссии по расследованию иностранного вмешательства под председательством депутата (Национальное объединение) от Соммы Жан-Филиппа Танги, датированный июнем 2023 года, также вызвал размышления вокруг этих законодательных инструментов. Ее докладчик Констанс Ле Грип («Ренессанс», Верхняя Сена) особенно утверждала, что партия Марин Ле Пен является «эффективным приводным ремнем» Кремля во Франции.
За нарушение предусмотренных положений парламентарии установят уголовную ответственность[5]. Некоторые положения французского законопроекта повторяют российское законодательство об иноагентах и подобные запреты в США и Великобритании.
23 мая 2024 года Сенат Франции принял законопроект о борьбе с иностранным вмешательством, сообщает Парламентский канал Public Sénat[6]. Впрочем, законопроект никто не называет «законом об иноагентах» и он позиционируется как «направленный на предотвращение иностранного вмешательства». Согласно законопроекту, планируется создание специального реестра, в котором должны будут регистрироваться представители иностранных интересов. Отмечается, что иностранные граждане, которые занимаются «лоббированием, коммуникацией или деятельностью по сбору средств», обязаны регистрироваться в специальном реестре.
Помимо мониторинга источников иностранного влияния, законопроект также разрешает спецслужбам использовать алгоритмы для обнаружения операций по вмешательству. Речь идет о значительном усилении следственных средств, доступных спецслужбам.
В течение четырех лет следователи смогут экспериментировать с использованием алгоритмов для автоматизации обнаружения подозрительных онлайн-активностей и связей.
Эта норма вызвала протест левых. "Мы жертвуем нашим верховенством закона на алтаре борьбы с иностранным вмешательством", – цитирует[7] Public Sénat сенатора-коммуниста Паскаля Саволделли.
Теперь должна собраться совместная паритетная комиссия, чтобы согласовать общий текст между версией, принятой Ассамблеей, и версией, принятой Сенатом.
Эстония
В марте 2018 года стало известно о подготовке такого закона в Эстонии[3]. По словам министра юстиции Урмаса Рейнсалу, документ должен пресечь "деятельность организаций, работающих по заданию и при финансовой поддержке других стран", которые пытаются повлиять на "формирование общественного мнения в Эстонии".
Австралия
В 2018 году в стране был принят Закон о программе прозрачности иностранного влияния (начал действовать 10 декабря 2018 года)[3]. Согласно ему, иностранные агенты - лица, работающие на территории Австралии под контролем иностранных правительств, должны подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Это сделано для того, чтобы члены правительства, принимающие решения, и представители общественности могли получить доступ к информации о характере и степени иностранного влияния в стране. Под действие закона подпадают лоббирование в парламенте и СМИ, предоставление финансовых средств. Осуществление деятельности при отсутствии регистрации, невыполнение обязанностей по Программе прозрачности или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации является уголовным нарушением, за которое предусмотрен штраф или лишение свободы до пяти лет. В настоящее время в регистре прозрачности зарегистрировано около 50 компаний и частных лиц.
Великобритания
В мае 2019 года министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид заявил[3] о необходимости ввести практику "регистрации иностранного агента" с целью уменьшить "враждебную деятельность" против Великобритании со стороны ряда государств, включая Россию.
Грузия
В конце февраля 2023 года члены грузинского движения «Сила народа» внесли[8] в парламент два законопроекта об иноагентах: «О прозрачности иностранного влияния» и «О регистрации иностранных агентов» - грузинскую и американскую[9], представляющую собой перевод американского закона о регистрации иностранных агентов. Согласно грузинской версии, иностранным агентом может быть и СМИ, при этом инициатива не касается физических лиц. Американская версия относится не только к юрлицам, но и к физлицам, она также включает уголовную ответственность.
14 февраля 2023 года депутаты от общественного движения "Сила народа" (часть депутатов, которые в 2022 году вышли из правящей партии "Грузинская мечта" - Демократическая Грузия", но по-прежнему входят в парламентское большинство) внесли[10] в парламент Грузии законопроект "О прозрачности иностранного влияния". 20 февраля так называемый законопроект об иноагентах был[10] зарегистрирован в грузинском парламенте.
В проекте закона «О прозрачности иностранного влияния» агентами иностранного влияния признаются некоммерческие организации и СМИ, у которых более 20% годового дохода составляет зарубежное финансирование. Это не коснется организаций, основанных административными органами, и спортивных федераций. Организации будут обязаны зарегистрироваться как агенты и ежегодно подавать финансовую декларацию. В случае нарушения им будет грозить штраф в размере 25 тыс. лари (примерно $9,5 тыс.). Именно этот документ одобрил грузинский парламент 7 марта. Против законопроекта неоднократно высказывалась президент Грузии Саломе Зурабишвили, обещавшая наложить на него вето.
Инициатива "Силы народа" вызвала критику как со стороны грузинской оппозиции, так и со стороны западных политиков. Противники принятия закона расценили его проект как "пророссийский", утверждая, что документ составлен по аналогии с законодательством РФ об иноагентах, и заявили, что принятие закона может повлечь за собой отказ в получении Грузией статуса кандидата в члены Евросоюза.
Авторы идеи отвергли обвинения в схожести разработанного ими документа с российским законодательством. По их мнению, закон об иноагентах необходим для прозрачности работы НПО и других субъектов, финансируемых из-за рубежа. В поддержку инициативы выступила правящая партия "Грузинская мечта".
В связи с критикой законопроекта "О прозрачности иностранного влияния" 27 февраля 2023 года "Сила народа" зарегистрировала в парламенте вторую версию законопроекта об иноагентах под названием "О регистрации иностранных агентов".
Законопроект «О регистрации иностранных агентов» предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность. Любое физическое и юридическое лицо с иностранным финансированием будет обязано зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». Исключение: дипломаты, консулы и сотрудники дипломатической службы и консульских учреждений, должностные лица иностранного государства. За неисполнение закона предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до пяти лет. Движение «Сила народа» заявляло, что законопроект «О регистрации иностранных агентов» был полностью и дословно скопирован с американского закона FARA (принят в 1938 году; требует, чтобы иностранные агенты в Штатах, представляющие интересы иностранных держав в «политическом или квазиполитическом качестве», раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности и финансах). Голосование по этому законопроекту должно было состояться 9 марта 2023 года. Согласно проекту закона "О регистрации иностранных агентов", в качестве иностранного агента в Грузии должны быть зарегистрированы НПО, СМИ, другие юридические лица, а также физические лица, деятельность которых финансируется из-за рубежа (более чем 20%).
27 февраля 2023 года стало известно[10], что обе версии закона об иноагентах решено направить на рассмотрение Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия). Предполагалось, что предварительно парламент рассмотрит оба законопроекта - "О прозрачности иностранного влияния" и "О регистрации иностранных агентов" - в первом чтении, затем документы поступят в Венецианскую комиссию. Какой именно вариант закона об иноагентах будет принят в окончательном чтении, зависит от заключения комиссии. 9 марта 2023 года Венецианская комиссия сообщила, что парламент Грузии представил на ее рассмотрение проекты законов "О прозрачности иностранного влияния" и "О регистрации иностранных агентов".
Рассмотрение законопроекта об иноагентах вызвало массовые протесты в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, в числе организаторов которых была в том числе партия "Единое национальное движение". Оппозиционные силы поддержала также президент Грузии Саломе Зурабишвили и западные политики. Президент Грузии заявила[10], что внесение в парламент инициативы о контроле за иноагентами подрывает намерение страны вступить в ЕС и пообещала наложить вето на законопроект.
Посол ЕС в Грузии Павел Герчинский назвал[10] законопроект об иноагентах несовместимым с рекомендациями Евросоюза. В свою очередь руководитель пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс высказал мнение, что принятие закона может отдалить Грузию от интеграции в евро-атлантическое сообщество, поскольку является "вмешательством в универсальное право человека". Кроме того, Прайс заявил, что ответственные за подавление протестов в Грузии могут подпасть под санкции США.
2 марта 2023 года профильные комитеты грузинского парламента приступили[10] к рассмотрению двух версий законопроекта об агентах иностранного влияния. Несмотря на противодействие депутатов от оппозиции и представителей непарламентских организаций, устроивших акцию протеста в здании парламента, комитет по внешним связям и комитет по обороне и безопасности поддержали законопроекты. В тот же день перед парламентом прошел протестный митинг оппозиции, в ходе которого правоохранительными органами были задержаны 36 человек.
7 марта депутаты приняли в первом чтении более мягкий вариант законопроекта об иноагентах - "О прозрачности иностранного влияния" (за - 76, против - 13, не голосовали - 61). Так называемая американская версия должна была обсуждаться на следующем заседании.
Рассмотрение документа сопровождалось многотысячной акцией протеста в Тбилиси.
Парламент Грузии 7 марта 2023 года принял[11] в первом чтении законопроект об иностранных агентах. После принятия закона в первом чтении демонстранты попытались перекрыть служебный вход в парламент. Это привело к столкновению с полицией, которая применила слезоточивый газ и водометы для разгона толпы. Беспорядки продолжились и в последующие дни. Митингующие соорудили баррикады на улицах Тбилиси. В центр города были стянуты дополнительные силы спецназа, полиция применила водометы, резиновые пули, слезоточивый газ. В ночь на 9 марта протестующие были вытеснены от здания парламента и с улицы Руставели, баррикады снесены. За два дня протестов были задержаны более 130 человек. Пострадали около 50 полицейских.
9 марта 2023 года правящая партия "Грузинская мечта - Демократическая Грузия" сообщила[9], что отозвала из парламента законопроект об иноагентах. Решение принято на фоне масштабных акций протеста, организованных в Тбилиси противниками принятия закона.
В парламенте Грузии 3 апреля 2024 года произошла[12] словесная перепалка между исполнительным секретарем правящей партии "Грузинская мечта" Мамукой Мдинарадзе и оппозиционным депутатом Алеко Елисашвили после того, как оппозиционер назвал законопроект об иностранных агентах аналогом российского, кадры транслировали грузинские телекомпании. На видеокадрах видно, как Мдинарадзе на повышенных тонах требует у коллеги объяснить ему, почему закон считается аналогом российского.
"Почему страна может перекрыть себе путь в Европу, если примет аналогичный закон, который принят в США, Израиле, Австралии и который рассматривается Евросоюзом? Немыслимо, чтобы какой-либо посол назвал этот закон "российским", - заявил Мдинарадзе журналистам в парламенте.
Спикер парламента Шалва Папуашвили в свою очередь заявил, что отключит микрофон каждому депутату, который заявит, что законопроект об иноагентах является "российским".
Мдинарадзе заявил, что правящая партия "Грузинская мечта" приняла решение вновь инициировать законопроект об иностранных агентах, который вызвал массовые волнения в марте прошлого года. По его словам, в этот раз в законопроекте вместо термина "агент иностранного влияния" будет использован термин "организация, проводящая интересы иностранной силы".
Также новому законопроекту объявили бойкот оппозиционные партии "Единое национальное движение", "Еврооптимисты", "Стратегия Агмашенебели" и "Лело для Грузии"[13].
8 апреля 2024 года правящая партия "Грузинская мечта" повторно внесла[11] в парламент законопроект об иностранных агентах, который вызвал массовые волнения в марте прошлого года. В законопроекте под названием "О прозрачности иностранного влияния" вместо термина "агент иностранного влияния" использован термин "организация, проводящая интересы иностранной силы", остальное содержание законопроекта остается прежним.
Повторно инициированный правящей партией "Грузинская мечта" законопроект об иноагентах зарегистрирован 8 апреля 2024 года на заседании бюро парламента Грузии, кадры транслировались на сайте законодательного органа. Согласно решению бюро, законопроект "О прозрачности иностранного влияния" был передан на рассмотрение юридического комитета, заседание комитета состоится 12 апреля 2024 года.
Параллельно парламентским процедурам у здания законодательного органа несколько десятков человек проводят акцию протеста против этого документа.
Принятие инициированного в парламенте законопроекта "О прозрачности иностранного влияния" важно, так как общественность не располагает фактически никакой информацией об источниках финансирования неправительственных организаций, а государственным учреждениям доступно максимум 18% информации, заявил[14] премьер-министр Ираклий Кобахидзе. Парламентское большинство инициировало проект закона, который был отозван на фоне массовых протестов в марте 2023 года. Возвращение к вопросу было аргументировано тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности. Власти Грузии уже подверглись критике как со стороны оппонентов, так и Евросоюза, США, ООН и Совета Европы.
"Важно, чтобы общество было полностью информировано обо всех этих вопросах, включая то, из каких источников и за что финансируются НПО, соответствующие средства массовой информации, и для этого принятие недавно инициированного законопроекта очень важно", – заявил Кобахидзе. По словам премьера, распространяется ложная информация о том, что правительству и правительственным учреждениям и сейчас доступна информация о финансировании НПО.
"Мы изъяли информацию о семи НПО. Это наиболее сильные по своим ресурсам, в данном случае не скажу, что богатые, а также отличающиеся экстремизмом НПО, у которых, как выяснилось, с 2012 года декларируется максимум 18% расходуемых ими средств", – сказал[14] Кобахидзе.
В частности, по словам премьера, общая сумма, которая была указана без подробностей, составила 85,4 миллиона лари (порядка 32 миллионов долларов). "Это информация о том, что, по крайней мере, столько расходов понесли соответствующие НПО, но у нас нет никакой информации о цели и конкретных источниках этих средств. Отсюда у нас есть детальная информация только о 18%, то есть о 15,4 миллиона лари (более 5,7 млн долларов)", – отметил он. По словам Кобахидзе, можно с уверенностью сказать, что НПО потратили от 85 до как минимум 70 миллионов лари, не представляя никакой детальной информации, совершенно непрозрачно.
"То есть даже правительство не располагает информацией об этом. Я ничего не говорю о том, что сама по себе эта информация является налоговой тайной, то есть я не могу даже контролировать НПО", – подчеркнул премьер.
Таким образом, по словам Кобахидзе, в целом ноль информации доступно для общественности, а максимум – 18% информации доступно непосредственно государственным учреждениям.
Кроме того, по словам Кобахидзе, стоит также отметить, что значительная часть расходов вообще не показана министерству финансов. Сюда не входят, например, расходы на командировки, большая часть аренды офиса, покупки, совершенные без электронных счетов, что составляет довольно большой объем.
"Поэтому можно смело сказать, что не 82%, а более 90% потраченных ими средств являются полностью непрозрачными. Для общественности это практически полностью непрозрачно", – заявил Кобахидзе.
Даже правительство не имеет абсолютно никакого доступа к информации о том, кто и на что финансировал соответствующие организации, отметил премьер.
"Исходя из этого, деятельность НПО качественно непрозрачная, и общество не располагает информацией о том, кто и на что финансируется. Соответственно, была распространена ложная информация о том, что эти суммы полностью прозрачны, но факты показывают, что никакая прозрачность не обеспечена", – добавил он.
При этом, как отметил премьер, выяснилось, что связанные с политическими партиями НПО Factcheck и "Детектор мифов" осуществляют цензуру в социальных сетях. За этими организациями стоят бывший замминистра иностранных дел Серги Капанадзе и Тамар Кинцурашвили, которая при прежней власти занимала пост директора Общественного вещателя Грузии.
"Эти люди, когда они были у власти, были прямо аффилированы с властью, они подвергали цензуре СМИ. Сегодня они больше не могут делать это в таких масштабах, но там, где они могут осуществлять эту цензуру, это соцмедиа, что выяснилось за эти дни", – сказал Кобахидзе.
По словам премьера, интересно, что за этой цензурой среди оппонентов власти последовал "очень большой позитивный ажиотаж".
"Это показывает почерк и показывает ценности, то есть непрозрачность и цензура – это Европа для этих людей, именно так это они представляют нам, а противоположные заявления – это то, что вы очень хорошо знаете", – сказал Кобахидзе.
Непрозрачность, а также цензура абсолютно неприемлемы, подчеркнул глава грузинского правительства.
"Мы считаем, что прозрачность и свобода слова – это ценности, которые должны быть определяющими в демократии, поэтому мы будем максимально защищать как один, так и другой принципы, обе ценности – это прозрачность и свобода слова", – заявил премьер-министр.
Официальный представитель госдепартамента США Мэттью Миллер выразил[15] обеспокоенность в связи с повторным внесением в парламент Грузии законопроекта об иноагентах и считает, что это собьет страну с европейского пути.
"Мы глубоко обеспокоены тем, что законопроект, представленный в парламент Грузии, собьет Грузию с европейского пути и нанесет вред организациям гражданского общества, которые улучшают жизнь граждан Грузии. Мы призываем правительство Грузии следовать стремлениям Евросоюза", - публикует заявление Миллера посольство США в Тбилиси на своей странице в соцсети.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя[16] реакцию оппозиции в Грузии на попытки принять закон об иноагентах, заявил, что Грузия - это сосед, стабильность и предсказуемость ситуации там в интересах России. "Безусловно, Грузия - это наш сосед. Конечно, в наших интересах эта стабильность и предсказуемость ситуации в Грузии", - сказал Песков, отвечая на вопрос, следят ли в Кремле за ситуацией в Грузии вокруг законопроекта об иноагентах.
"Мы действительно видим достаточно острую и резкую реакцию оппозиции на такие планы, но здесь просто нужно, наверное, им более активно объяснять. Абсурдно считать это "русским" проектом", - сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос, следят ли в Кремле за ситуацией в Грузии вокруг законопроекта об иноагентах.
Он добавил, что первая страна, которая придумала эту систему борьбы с иностранными агентами, - это Соединенные Штаты Америки.
"И сейчас все страны практически борются с теми, кто является агентами иностранных государств, получают деньги или находятся под влиянием иностранных государств. Это уже по сути общемировая практика", - сказал Песков, отвечая на вопрос, следят ли в Кремле за ситуацией в Грузии вокруг законопроекта об иноагентах.
Он добавил, что "ни одно суверенное государство не хочет вмешательства других стран во внутреннюю политику".
"Это нормальная практика", - заключил Песков.
9 апреля 2024 года жители Грузии проводили шествие по проспекту Руставели в центре Тбилиси, акция направлена против принятия закона об иноагентах, передал корреспондент РИА Новости[17].
Изначально участники демонстрации собрались на площади Республики, затем двинулись в сторону парламента Грузии. В акции принимают участие участники неправительственных организаций, представители шоу-бизнеса, актеры, студенты и другие противники законопроекта.
Правящая партия "Грузинская мечта" готова отозвать законопроект об иноагентах из парламента в случае, если кто-нибудь выявит хотя бы один пункт, которого нет в аналогичных законах, принятых западными странами, и есть в российском, заявил[18] исполнительный секретарь политсилы, депутат Мамука Мдинарадзе.
"Если кто-нибудь найдет в нашем законопроекте хотя бы один пункт, который является аналогом российского и его нет в европейском или американском законе, мы можем начать разговор о том, чтобы завтра же отозвать назад законопроект. Заполнение декларации в том числе является таким же пунктом, как и в американском, канадском, украинском (законе - ред.) и так далее", - заявил Мдинарадзе журналистам.
3 мая 2024 года спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили подписал[19] закон об иноагентах после того, как президент Саломе Зурабишвили отказалась это делать. Теперь Минюст Грузии в течение двух месяцев должен создать электронный портал, на котором все организации и СМИ, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, должны зарегистрироваться и декларировать финансы 2023 года. Закон был принят, несмотря на уличные протесты, а также на угрозы о введении санкций со стороны США и Евросоюза.
5 мая 2024 года грузинские неправительственные организации в совместном заявлении сообщили[20], что планируют обжаловать принятый парламентом закон об иноагентах в Конституционном суде.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе считает[20] бесперспективным иск, который неправительственные организации страны планируют подать в Конституционный суд в связи с принятым законом об иноагентах.
"Конечно, у каждого свое дело, но интересы нашего государства будут защищены до конца. Парламент должным образом защитит интересы государства и представит все аргументы, почему прозрачность полезна для нашей страны. Юридически... невозможно доказать, почему прозрачность НПО это нехорошо. Вы не можете привести никаких аргументов по этому поводу. Поэтому такой иск бесперспективен", - заявил премьер-министр журналистам.
Детали законопроекта[14]
Законопроект предполагает лишь регистрацию организаций, проводящих интересы иностранной силы, и прозрачность их финансирования. Нет никаких ограничений их деятельности.
Организацией, проводящей интересы иностранной силы, могут считаться только те юридические лица, источником 20% годового дохода которых является "иностранная сила".
Если организация удовлетворяет соответствующим критериям, она сама должна обратиться в Национальное агентство публичного реестра для ее регистрации. Процедура будет бесплатной.
Субъекты, зарегистрированные в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, согласно законопроекту, обязаны каждый год в январе в электронном виде заполнять финансовую декларацию за предыдущий год.
Организация, проводящая интересы иностранной силы, – это:
- некоммерческое юридическое лицо, не основанное административным органом и не являющееся спортивной федерацией или организацией, занимающейся вопросами крови;
- вещатель;
- юридическое лицо, владеющее печатными СМИ;
- юридическое лицо, владеющее или использующее грузинский домен и/или хостинг для распространения массовой информации в Интернете на грузинском языке, если источником 20% их годового дохода является "иностранная сила".
Иностранная сила – это:
- субъект, составляющий систему власти иностранного государства;
- физическое лицо, не являющееся гражданином Грузии;
- юридическое лицо, основанное не на основании грузинского законодательства;
- организационное образование (фонд, ассоциация, союз, корпорация и т. д.) или другое объединение людей, созданное на основе права другого государства или/и международного права.
Казахстан
Действующее законодательство Республики Казахстан не содержит как такового юридического понятия "иностранный агент"[21].
С 2018 года Налоговым кодексом Казахстана введено требование о предоставлении отчетности в органы госдоходов лицами, которые получили деньги или иное имущество от иностранных государств, иностранцев, международных и иностранных организаций. Иностранные агенты - физические лица и юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства[22].
Поправка направлена на повышения уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям[23]. "В целях реализации данной нормы Министерством финансов утверждены соответствующие правила, в реестре указываются наименование и идентификационный номера (БИН/ИИН) лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников. Согласно статье 30 Налогового кодекса сведения об идентификационном номере налогоплательщика и его наименование не являются налоговой тайной", - отметили в пресс-службе.
Сведения предоставляются лицами, деятельность которых направлена на оказание юридической помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов и т.д. (п.п. 1, п. 1, ст.29 Налогового кодекса).
За нарушение требований кодекса виновные могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 460-1 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Порядок ведения реестра определён Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 240 "Об утверждении Правил ведения базы данных о лицах, получивших и расходовавших деньги и (или) иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также их включения и исключения из базы данных"[24].
В 2022 году внесены изменения в ст. 29 Налогового кодекса, согласно которым Комитет государственных доходов публикует на своем интернет-ресурсе реестр лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников. Данная поправка направлена на повышения уровня доверия граждан как к государству, так и неправительственным организациям. В целях реализации данной нормы Министерством финансов утверждены соответствующие Правила, в реестре указываются наименование и идентификационный номера (БИН/ИИН) лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников (Приказ от 20.02.2018г. №240). Согласно статье 30 Налогового кодекса Республики Казахстан сведения об идентификационном номере налогоплательщика и его наименование не являются налоговой тайной.
В марте 2023 года в Комитете госдоходов напомнили[25], что с 2018 года Налоговым кодексом введено требование о предоставлении отчетности в органы госдоходов лицами, которые получили деньги или иное имущество от иностранных государств, иностранцев, международных и иностранных организаций. "Сведения предоставляются лицами, деятельность которых направлена на оказание юридической помощи, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (подпункт 1 пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса). В 2022 году внесены поправки в статью 29 Налогового кодекса, согласно которым Комитет государственных доходов публикует на своем интернет-ресурсе реестр лиц, получивших деньги или иное имущество из иностранных источников", - говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
13 марта 2023 года министр финансов Казахстана подписал приказ о создании реестра «лиц, получающих деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства», а в сентябре 2023 года был опубликован такой реестр, в который вошли 240 неправительственных общественных организаций, общественных фондов, организаций, правозащитников и журналистов[26].
"Реестр лиц, получающих деньги или иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, подлежащих опубликованию" доступен на сайте Комитета госдоходов Министерства финансов Республики Казахстан[27] (скачать файл) по состоянию на 1 июля 2023 года.
Киргизия
В январе 2024 года профильный комитет киргизского парламента одобрил[28] во втором чтении законопроект, ужесточающий контроль над некоммерческими (неправительственными) организациями (НКО, НПО).
Инициаторами законодательного нововведения выступают 19 депутатов. Авторы проекта закона хотят сделать работу НКО (НПО) максимально прозрачной. В случае принятия закона они будут обязаны регулярно отчитываться об источниках получения средств, а проводимые ими финансовые операции перестанут быть коммерческой тайной.
Законопроект предлагает введение понятия «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя».
В октябре 2023 года документ уже рассматривался на заседании депутатского корпуса в режиме первого чтения.
По словам президента Киргизии Садыра Жапарова, более 30 стран принуждают Киргизию не принимать эту инициативу.
Госсекретарь США Энтони Блинкен лично написал Жапарову письмо, где «выразил обеспокоенность» в связи с рассмотрением в парламенте республики соответствующего законопроекта[29]. В ответном письме Жапаров попросил Блинкена не вмешиваться во внутренние дела Киргизии.
В феврале 2024 года Парламент Киргизии вернул[29] проект закона о НПО/НКО на дополнительное рассмотрение в Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту. Инициатором возврата документа стал замглавы профильного комитета Чынгыз Ажибаев. Вице-спикер Нурланбек Азыгалиев поддержал его.
«Были обсуждения и различные предложения, в том числе об исключении статьи об уголовной ответственности. У нас есть право еще раз внимательно рассмотреть законопроект в комитете», — сказал он.
Израиль
В июле 2016 года был принят[3] Закон о прозрачности финансирования НПО. Так, если организация получает из иностранных источников более половины своего финансирования, то она обязана указывать своих зарубежных спонсоров в соответствующих документах. Также это должно быть прописано в публикациях СМИ, если речь идет о таких НПО. В случае нарушения этого закона предусмотрен штраф в размере в 29,2 тыс. шекелей (около $8,4 тыс.). В 2018 году в Израиле в статусе иностранных агентов было зарегистрировано 27 НПО.
Российская Федерация
Понятие "иностранный агент" появилось в 2012 году после принятия поправок к закону «О некоммерческих организациях». Статус критикуется оппозицией и западными представителями как ограничивающий права человека в России. Инициаторами и сторонниками закона обоснованно высказываются утверждение о высокой схожести закона с американским законом FARA и о большей жёсткости последнего, даже более - при издании поправок в федеральные законы, вводящее понятие "иностранный агент", российскими законодателями изначально за образец брался именно американский закон FARA.
Закон «О некоммерческих организациях»
29 июня 2012 года был внесён законопроект и 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012[30]) к закону «О некоммерческих организациях»[31]. В соответствии с этим законом статус «иностранного агента» получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:
- занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность»)
- получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
- иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
- зарегистрированные религиозные организации;
- госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Согласно закону, «иностранные агенты» должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.
19 января 2023 года Правительство России утвердило положение о госконтроле за деятельностью иностранных агентов, который будет осуществляться Министерством юстиции и территориальными органами. Согласно ему контролирующие органы получают право: посещать мероприятия, осуществляемые иностранными агентами; запрашивать распорядительные документы у юрлиц контролируемых иноагентами; запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности иноагентов; изучать имеющие в распоряжении властей документы, а также анализировать все материалы, размещённые иностранными агентами; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. При этом плановые проверки иноагентов не должны проводиться чаще одного раза в год.
СМИ — «иностранные агенты»
25 ноября 2017 года в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве «иностранных агентов» Russia Today и Sputnik был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ — «иностранного агента».
Согласно новой редакции статьи 6 закона о СМИ, Минюст может признать «иностранным агентом» любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от «иностранных органов» или граждан непосредственно или через российские юрлица. Такие «иностранные агенты» приравнены в своих обязанностях к НКО — «иностранным агентам». Реестр признанных иностранных СМИ — «иностранных агентов» ведётся Минюстом.
Физические лица — СМИ — «иностранные агенты»
В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки авторства депутатов Петра Толстого и Леонида Левина, а также сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, предполагающие признание физического лица «иностранным агентом» при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — «иностранных агентов» или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа. Таким образом, физлицами — «иностранными агентами» могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми (к концу 2019 года ими были «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода», «Сибирь. Реалии», «Idel.Реалии», «Север. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии», которые были признаны иногентами в ответ на признание властями США таковым телеканала RT).
В конце ноября документ был одобрен во втором и третьем чтениях Госдумой, а позже — Советом Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал его 2 декабря под № 426-ФЗ. Документ внёс поправки в закон о СМИ; срок учреждения российских юридических лиц установлен до 1 февраля 2020. 8 декабря 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности физлиц и организаций, признанных «иностранными агентами» в России. В случае одобрения законопроекта «иностранными агентами» можно будет признавать физических лиц, занимающихся политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере и получающих деньги и иную помощь из-за рубежа. Кроме того, статус «иностранного агента» можно будет присваивать организациям, действующим без образования юридического лица и без государственной регистрации.
Незарегистрированные общественные объединения — «иностранные агенты»
30 декабря 2020 года Президент подписал закон об «установлении дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», который, помимо прочего, предусматривает возможность признавать «иностранными агентами» «общественные объединения, которые функционируют без приобретения прав юридического лица».
В феврале 2021 года Минюст объявил о планах по созданию нового реестра «иностранных агентов», в который будет вносить незарегистрированные и не имеющие юридического лица общественные организации, финансируемые из иностранных источников и ведущие в России политическую деятельность, и опубликовал указ Президента РФ, наделяющий Минюст полномочиями по ведению этого реестра.
Реестр иностранных агентов
См. основную статью "Реестр иностранных агентов".
Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен
Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которым регулируется деятельность иностранных агентов, вступил в силу 01.12.2022.
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
США
Наиболее разработанное законодательство в этой сфере действует в США, где подобная деятельность регулируется[3] Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он был принят в 1938 году в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны. После ряда изменений (наиболее существенные были внесены в 1966, 1995 и 2007 годах) документ стал инструментом борьбы с лоббированием иностранных политических интересов.
Согласно закону, лица (юридические и физические, в том числе граждане США), представляющие интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц ("иностранные принципалы") - и действующие по их приказу, просьбе и направляющим указаниям обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Закон распространяется на такие сферы, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или раздача финансовых средств, представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.
При регистрации агент должен дать полную информацию о себе, описать свою деятельность, структуру собственности, сообщить информацию об иностранном заказчике, полученных от него средствах (в том числе на что они были потрачены - с указанием получателей), распространяемых информационных материалах. Закон не распространяется на лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью в области религии, образования, науки и искусства. Под действие закона не подпадают официальные представители иностранных государств, в том числе дипломаты.
За нарушение закона предусмотрен штраф до $10 тыс. и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Иностранец, признанный виновным в его нарушении, подлежит депортации.
Деятельность иностранных агентов в США также ограничивается Параграфом 951 раздела 18 Кодекса США. Согласно ему, лица, работающие на территории США под контролем иностранных правительств, обязаны уведомлять генерального прокурора США о своей деятельности (правило не распространяется на дипломатов). Нарушителям грозит штраф (размер не указывается) или тюремное заключение сроком до 10 лет. Возможно применение обеих мер наказания.
На начало декабря 2019 года в списке действующих иноагентов на сайте Минюста США числятся 464 физических и юридических лица.
По мнению министерства юстиции США, деятельность иностранных агентов в США также ограничена следующими законами и распоряжениями президента:
- 18 U.S.C. § 951. Этот закон криминализует любую (не только политическую) активность в США без регистрации, которая проводится по поручению иностранного правительства (а не любого «принципала») под угрозой заключения до 10 лет. В отличие от шпионажа, такая активность не включает попыток доступа к секретной информации. Именно по этому закону Мария Бутина была осуждена на полтора года заключения в 2018 году;
- Public Law 893, 50 U.S.C. §§ 851—857;
- Акт Вурхиса 18 U.S.C. § 2386 (the Voorhis Act);
- запрещение 1981 на размещение в Вашингтоне представительства Организации освобождения Палестины;
- E.O.[en] 12947 (1995) запрещает сбор денег в США организациями, противодействующими мирному процессу;
- Раздел 401 закона о борьбе с терроризмом и эффективной смертной казни 1996 года[en] запрещает сбор денег для террористических организаций.
Некоторые законы расширяют список исключений для иностранных агентов:
- Taiwan Relations Act, 22 U.S.C. § 3301 и последующие параграфы;
- раздел 105(f)(2) договора о свободной ассоциации;
- 48 U.S.C. § 1681.
Принятый 17 октября 1940 года «Акт о регистрации находящихся под контролем иностранных государств организаций, осуществляющих политическую деятельность в США» или «Акт Вурхиса» (§ 2386 Раздела 18 Кодекса законов США) регулирует деятельность организаций, связанных с международными или иностранными политическими структурами, или, согласно определению правительства США, «организаций, являющихся „субъектами иностранного влияния“».
Украина
В начале 2014 года на Украине были приняты законы, которые определили иностранного агента как общественное объединение, которое получает финансирование от иностранных государств, зарубежных и международных неправительственных организаций, а также физических лиц, не являющихся гражданами Украины, и принимает участие в политической деятельности на территории Украины. Согласно закону, иностранные агенты должны были зарегистрироваться[32], получаемые ими средства должны были облагаться налогами на прибыль. 2 февраля 2014 года соответствующий закон потерял силу[33].
Источники
Примечание
- ↑ https://www.ft.com/content/2a1e35b6-54b7-4601-a62d-78e16af88838
- ↑ https://ria.ru/20240604/evrosoyuz-1950433864.html?in=l
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 https://tass.ru/info/7253197
- ↑ 4,0 4,1 https://www.lemonde.fr/politique/article/2024/03/14/a-l-assemblee-nationale-les-parlementaires-a-la-man-uvre-sur-le-combat-contre-les-ingerences-etrangeres_6221865_823448.html
- ↑ https://otr-online.ru/news/parlament-francii-odobril-zakonoproekt-ob-inoagentah-233374.html
- ↑ https://sputnik-georgia.ru/20240523/senat-frantsii-prinyal-zakonoproekt-o-borbe-s-inostrannym-vmeshatelstvom-288053747.html
- ↑ https://www.publicsenat.fr/actualites/parlementaire/ingerences-etrangeres-le-senat-vote-pour-plus-de-surveillance-et-de-sanctions
- ↑ https://www.kommersant.ru/doc/5863550
- ↑ 9,0 9,1 https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17222325
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 https://tass.ru/info/17223599
- ↑ 11,0 11,1 https://ria.ru/20240408/gruziya-1938649818.html?in=l
- ↑ https://ria.ru/20240403/gruziya-1937572428.html?in=t
- ↑ https://vestikavkaza.ru/articles/novyj-zakon-ob-inoagentah-v-gruzii-cto-s-nim-ne-tak-i-pocemu-oppozicia-respubliki-protiv-novogo-zakona.html
- ↑ 14,0 14,1 14,2 https://sputnik-georgia.ru/20240408/pochemu-v-gruzii-khotyat-prinyat-ob-inoagentakh---argumenty-premera-v-detalyakh-287219670.html
- ↑ https://ria.ru/20240405/gruziya-1938052169.html?in=t
- ↑ https://ria.ru/20240404/gruziya-1937793903.html?in=t
- ↑ https://ria.ru/20240409/zakon-1938927306.html?in=l
- ↑ https://ria.ru/20240410/zakon-1939134059.html
- ↑ https://ria.ru/20240604/kobakhidze-1950390142.html?in=l
- ↑ 20,0 20,1 https://ria.ru/20240604/kobakhidze-1950390142.html?in=l
- ↑ https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/poyavyatsya-v-kazahstane-inoagentyi-otvet-ministra-finansov-499937/
- ↑ Статья 29 Налогового кодекса Республики Казахстан.
- ↑ https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/reestr-inoagentov-opublikovan-spisok-lits-finansiruemyih-iz-511021/
- ↑ https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36240763
- ↑ https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/reestr-lits-finansiruemyih-inostrannyih-istochnikov-novoe-493825/
- ↑ «Черненький список казахстанских иноагентов», почему из списка дружественных стран России исчез Казахстан?
- ↑ https://kgd.gov.kz/ru/content/reestr-lic-poluchayushchih-dengi-i-ili-inoe-imushchestvo-ot-inostrannyh-gosudarstv
- ↑ https://eadaily.com/ru/news/2024/01/23/v-parlamente-kirgizii-odobrili-zakonoproekt-o-podkontrolnosti-nko-gosudarstvu
- ↑ 29,0 29,1 https://eadaily.com/ru/news/2024/02/14/parlament-kirgizii-vernul-zakonoproekt-o-nko-na-dopolnitelnoe-rassmotrenie
- ↑ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132900/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/#dst100022
- ↑ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
- ↑ Украина впервые ввела в законодательство понятие иностранного агента Архивная копия от 20 января 2014 на Wayback Machine. РИА Новости, 17 января 2014 года.
- ↑ Минюст Украины подтвердил отмену законов 16 января Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine. Взгляд.ру, 5 февраля 2014 года