Иностранные агенты (Россия)
Иностранный агент - лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"[1].
Виды деятельности иностранных агентов
- Под видами деятельности[1], понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
- Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
- Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 данного раздела, такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации.
- К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.
- Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящего раздела;
7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6 настоящей раздела.
- 6. К видам деятельности, указанным в разделе 1, относятся:
1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;
3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящего раздела.
История
Понятие "иностранный агент" появилось в 2012 году после принятия поправок к закону «О некоммерческих организациях». Статус критикуется оппозицией и западными представителями как ограничивающий права человека в России. Инициаторами и сторонниками закона обоснованно высказываются утверждение о высокой схожести закона с американским законом FARA и о большей жёсткости последнего, даже более - при издании поправок в федеральные законы, вводящее понятие "иностранный агент", российскими законодателями изначально за образец брался именно американский закон FARA.
Закон «О некоммерческих организациях»
29 июня 2012 года был внесён законопроект и 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012[2]) к закону «О некоммерческих организациях»[3]. В соответствии с этим законом статус «иностранного агента» получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:
- занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность»)
- получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
- иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
- зарегистрированные религиозные организации;
- госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Согласно закону, «иностранные агенты» должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.
1 декабря 2022 года Минюст опубликовал единый реестр иностранных агентов, в который теперь включены физические лица, зарегистрированные и незарегистрированные некоммерческие и неправительственные организации. В объединённый реестр внесены 541 организация и физлицо.
По состоянию на 2 декабря 2022 года на 18% россиян, признанных «иностранными агентами», заведены уголовные дела (чаще всего — по «закону о фейках»).
19 января 2023 года Правительство России утвердило положение о госконтроле за деятельностью иностранных агентов, который будет осуществляться Министерством юстиции и территориальными органами. Согласно ему контролирующие органы получают право: посещать мероприятия, осуществляемые иностранными агентами; запрашивать распорядительные документы у юрлиц контролируемых иноагентами; запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности иноагентов; изучать имеющие в распоряжении властей документы, а также анализировать все материалы, размещённые иностранными агентами; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. При этом плановые проверки иноагентов не должны проводиться чаще одного раза в год.
СМИ — «иностранные агенты»
25 ноября 2017 года в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве «иностранных агентов» Russia Today и Sputnik был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ — «иностранного агента».
Согласно новой редакции статьи 6 закона о СМИ, Минюст может признать «иностранным агентом» любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от «иностранных органов» или граждан непосредственно или через российские юрлица. Такие «иностранные агенты» приравнены в своих обязанностях к НКО — «иностранным агентам». Реестр признанных иностранных СМИ — «иностранных агентов» ведётся Минюстом.
В конце 2017 года Минюст подготовил проект приказа о порядке признания СМИ — «иностранным агентом».
На начало апреля 2021 года в реестр входили 17 СМИ, в основном подчинённых американскому государственному проекту РСЕ/РС (Радио «Свобода», различные порталы "Реалии"), а также "Голос Америки".
На ноябрь 2021 года в реестре были уже 97 СМИ, в том числе 62 физических лица — граждане России.
К февралю 2022 года их число возросло до 115.
18 апреля 2022 «Медиазона» отказалась использовать впредь в своих публикациях требуемую российскими властями маркировку «иностранного агента».
Физические лица — СМИ — «иностранные агенты»
В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки авторства депутатов Петра Толстого и Леонида Левина, а также сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, предполагающие признание физического лица «иностранным агентом» при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — «иностранных агентов» или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа. Таким образом, физлицами — «иностранными агентами» могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми (к концу 2019 года ими были «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода», «Сибирь. Реалии», «Idel.Реалии», «Север. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии», которые были признаны иногентами в ответ на признание властями США таковым телеканала RT).
Определять людей, которые войдут в список «агентов», будут Минюст и МИД. Исходя из текста законопроекта, физическое лицо может быть признано не просто «иностранным агентом», а «иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента», и в течение месяца это физическое лицо обязано учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом власти. В зону риска попадают работавшие в СМИ — «иностранных агентах» журналисты, граждане, работающие в компаниях с иностранным финансированием, или учёные, получившие зарубежные гранты.
В конце ноября документ был одобрен во втором и третьем чтениях Госдумой, а позже — Советом Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал его 2 декабря под № 426-ФЗ. Документ внёс поправки в закон о СМИ; срок учреждения российских юридических лиц установлен до 1 февраля 2020.
8 декабря 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности физлиц и организаций, признанных «иностранными агентами» в России. В случае одобрения законопроекта «иностранными агентами» можно будет признавать физических лиц, занимающихся политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере и получающих деньги и иную помощь из-за рубежа. Кроме того, статус «иностранного агента» можно будет присваивать организациям, действующим без образования юридического лица и без государственной регистрации.
28 декабря 2020 года Минюст России опубликовал первый список физлиц, признанных СМИ — «иностранными агентами», среди которых — правозащитник Лев Александрович Пономарёв. На ноябрь 2021 года в этом реестре уже было 62 физических лица. В отличие от этого списка, список физлиц — «иностранных агентов» по состоянию на сентябрь 2021 пуст.
В марте 2022 года, после начала Специальной военной операции России на Украине, Минюст включил 7 физических лиц в реестр СМИ — «иностранных агентов», в том числе блогеров Евгения Понасенкова и Елизавету Осетинскую.
Физические лица — «иностранные агенты»
5 апреля 2022 года Минюст РФ внёс Евгения Киселёва и Матвея Ганапольского в реестр физических лиц, признанных «иностранными агентами». Это реестр, отличный от реестра физических лиц, признанных СМИ — «иностранными агентами».
Незарегистрированные общественные объединения — «иностранные агенты»
30 декабря 2020 года Президент подписал закон об «установлении дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», который, помимо прочего, предусматривает возможность признавать «иностранными агентами» «общественные объединения, которые функционируют без приобретения прав юридического лица».
В феврале 2021 года Минюст объявил о планах по созданию нового реестра «иностранных агентов», в который будет вносить незарегистрированные и не имеющие юридического лица общественные организации, финансируемые из иностранных источников и ведущие в России политическую деятельность, и опубликовал указ Президента РФ, наделяющий Минюст полномочиями по ведению этого реестра.
18 августа в реестр была внесена первая организация — движение «Голос», занимающееся наблюдением за выборами. Движение должно будет четыре раза в год отчитываться об иностранном финансировании и отмечать свои материалы и материалы своих руководителей и рядовых участников, если они связаны с их политической деятельностью, пометкой о статусе «иностранного агента».
Реестр иностранных агентов
См. основную статью "Реестр иностранных агентов".
Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен
Реестр информационных ресурсов иностранных агентов, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», которым регулируется деятельность иностранных агентов, вступил в силу 01.12.2022.
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Иностранным агентом может быть признано:
- российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;
- общественное объединение, действующее без образования юридического лица;
- иное объединение лиц;
- иностранная структура без образования юридического лица;
- физическое лицо (независимо от его гражданства или при отсутствии такового).
Статус иностранного агента лицо приобретает на следующий день после размещения сведений о нем в реестре иностранных агентов, опубликованном на официальном сайте Минюста России в сети «Интернет», и прекращает со дня исключения таких сведений из указанного реестра.
Ведение реестра иностранных агентов осуществляет Минюст России.
Порядок ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» Минюст России вправе направить в Роскомнадзор запрос об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента в случае:
- непредставления иностранным агентом в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
- несоблюдения требований, установленных частью 12 статьи 9 Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»
- выявления факта иного нарушения иностранным агентом законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.
В течение 3 рабочих дней со дня получения запроса Минюста России об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента Роскомнадзор:
- направляет сведения об информационном ресурсе иностранного агента операторам связи, для ограничения ими доступа к указанному информационному ресурсу;
- направляет иностранному агенту уведомление об ограничении доступа к его информационному ресурсу любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления. Уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента также может быть направлено в адрес провайдера хостинга или иного лица, обеспечивающего размещение информационного ресурса иностранного агента, в целях информирования иностранного агента о поступлении такого уведомления.
Операторы связи обязаны незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу иностранного агента после получения соответствующих сведений от Роскомнадзора.
Порядок возобновления доступа к информационному ресурсу иностранного агента
Для возобновления доступа к информационному ресурсу иностранному агенту необходимо:
- устранить нарушения законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, послужившие основанием для направления Минюстом России запроса об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента;
- направить в Роскомнадзор обращение о возобновлении доступа к информационному ресурсу иностранного агента.
Обращение о возобновлении доступа должно содержать:
- реквизиты запроса Минюста России об ограничении доступа, на основании которого доступ к информационному ресурсу иностранного агента был ограничен;
- сведения об информационном ресурсе иностранного агента, доступ к которому был ограничен и подлежит возобновлению (включая сведения о доменном имени, сетевом адресе, указателях страниц ресурса, а также иные сведения, позволяющие идентифицировать информационный ресурс иностранного агента);
- сведения о прекращении нарушений законодательства, послуживших основанием для ограничения доступа к информационному ресурсу иностранного агента.
После получения обращения о возобновлении доступа к информационному ресурсу иностранного агента Роскомнадзор:
- проверяет факт устранения нарушений законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, послуживших основанием для направления Минюстом России запроса об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента;
- при подтверждении данного факта – в течение 3 рабочих дней направляет сведения об информационном ресурсе иностранного агента операторам связи, для возобновления ими доступа к указанному информационному ресурсу, в случае неподтверждения данного факта - уведомляет об этом иностранного агента любыми доступными способами.
Доступ к информационному ресурсу иностранного агента должен быть возобновлен не позднее 30 рабочих дней со дня поступления в Роскомнадзор обращения о возобновлении доступа при условии подтверждения факта устранения нарушений законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, послуживших основанием для направления запроса об ограничении доступа.
С помощью формы на сайте Роскомнадзора РФ можно получить получить сведения об ограничении доступа к информационному ресурсу иностранного агента.
Другие ограничения
Действующим российским законодательством запрещается финансирование избирательных кампаний с помощью:
- иностранных государств и юридических лиц;
- российских юридических лиц с иностранным участием более 30 %;
- международных организаций и общественных движений;
- физических лиц — иностранцев и лиц без гражданства, если они не имеют избирательных прав в России.
25 ноября 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий российским партиям совершать сделки с иностранными государствами, международными организациями и общественными движениями, выполняющими функцию «иностранного агента» НКО, а также российскими юрлицами с иностранным участием более 30 % уставного капитала.
Законом от 24 февраля 2021 г. N 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 февраля 2021 г. введена административная ответственность за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции «иностранного агента»
Практика применения
Государственные органы
В структуре Министерства юстиции РФ 22.04.2022 года создан[4] Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния, основными задачами которого являются:
- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
- организация и осуществление контроля (надзора) за деятельностью иностранных агентов, соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
- осуществление мониторинга организаций и лиц, находящихся под иностранным влиянием;
- взаимодействие по данным вопросам с органами государственной власти.
В целях качественного и своевременного выявления, предупреждения и пресечения нарушения требований законодательства об иностранных агентах государственный контроль за их деятельностью выделен в отдельный вид контроля, который регламентируется "Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов", утверждённым постановлением Правительства РФ от 14 января 2023 года №18[5].
Для обеспечения реализации государственного контроля предусмотрены в том числе следующие процедуры:
- проведение плановых и внеплановых проверок;
- проведение мониторинга организаций и лиц, находящихся под иностранным влиянием, путём анализа открытых источников;
- представление кредитными организациями справок по счетам, вкладам и операциям в отношении физических, юридических и иных лиц.
Правоприменительная практика
2014-2021
По данным Министерства юстиции, в 2014 году на территории России действовало 4108 НКО, получивших иностранное финансирование на общую сумму свыше 70 млрд рублей. 52 из этих организаций было зарегистрировано в качестве «иностранного агента». В 2015 году в реестр «иностранных агентов» была включена 81 организация. На 1 января 2016 года в реестре Минюста России было уже 154 организации со статусом «иностранного агента». Затем их количество стало сокращаться с уменьшением числа новых «иностранных агентов». За 2016 год в список «иностранных агентов» были включены 43 организации, то есть почти в два раза меньше, чем в 2015 году. В январе 2017 года в реестре Минюста было только 103 «иностранных агента».
В конце июня 2013 года первой зарегистрированной организацией стало некоммерческое партнёрство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Ассоциации «Голос» и её исполнительному директору были назначены административные штрафы в 300 000 рублей и 100 000 рублей, соответственно. В вину был вменён один эпизод — присуждение международной премии (от которой Ассоциация отказалась). Оба постановления об административном наказании вступили в законную силу и были отменены Московским городским судом по ходатайству Уполномоченного по правам человека в РФ, а дело об административном правонарушении прекращено.
Первое в России уголовное дело за «злостное неисполнение обязанностей иностранного агента» было возбуждено в отношении руководителя «Женщин Дона» Валентины Череватенко. Однако затем оно было прекращено.
По данным Deutsche Welle, из 200 НКО, признанных «иностранными агентами» с 2013 года по февраль 2021 года, 45 уже не выполняют функции «иностранного агента», 56 совершили добровольный самороспуск, 16 ликвидированы судом, 8 исключены из ЕГРЮЛ и 75 сохраняются в реестре. У находящихся в реестре следующие профили:
- 15 — права человека,
- 14 — гражданское просвещение,
- 8 — борьба с ВИЧ,
- 7 — поддержка СМИ,
- 7 — помощь нуждающимся,
- 23 — другое.
Среди них 25 организаций из Москвы, 13 — из Санкт-Петербурга, 7 — из Екатеринбурга и 30 — из других регионов России.
2022-2023
По состоянию на 31 декабря 2022 года в реестре иностранных агентов содержались[4] сведения о 515 организациях и физических лицах, из которых 347 являлись действующими, в том числе:
- 63 некоммерческие организации;
- 35 российских юридических лиц;
- 14 общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица;
- 12 иностранных юридических лиц;
- 8 иностранных структур без образования юридического лица;
- 2 иных объединения лиц;
- 213 физических лиц.
Всего в 2022 году в реестр иностранных агентов включено[4] 188 лиц, что на 42,6% больше, чем в 2021 году (108).
При этом 18 НКО были исключены из реестра иноагентов в связи с ликвидацией. В 2022 году в реестр включены 167 иностранных СМИ и физлиц, из них 147 физлиц, три иностранных юрлиц, 17 российских юрлиц, что на 43% больше, чем в 2021 году, сказал[6] Свириденко. В свою очередь замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин напомнил, что в настоящее время в реестре иноагентов 493 позиции.
"Роскомнадзором составлено около 1,5 тыс. протоколов об административных правонарушениях за несоблюдение действующего законодательства. Судами назначено наказание в виде штрафов на сумму более 1 млрд рублей", - сказал Субботин[6].
Также он сообщил[6], что 252 иноагента, то есть 60% от общего количества, прекратили свою информационную деятельность. Еще 48 иноагентов "соблюдают все требования по маркировке, по остальным ведем работу", сказал Субботин.
Больше всего средств на деятельность российских иноагентов в 2022 году перечислили США, Великобритания и Германия, сообщил замглавы Минюста Олег Свириденко.
"За 2022 год на счета 35 НКО, включенных в реестр, поступило от западных спонсоров более 700 млн рублей. Это только выявленные прямые платежи. Основные иностранные доноры НКО в 2022 году: США - 269,6 млн рублей, Великобритания - 89,3 млн рублей, Германия - 64,2 млн рублей, другие страны", - сказал[6] Свириденко на заседании комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России в четверг.
По состоянию на 31 декабря 2022 года[4] в реестре иностранных агентов содержались сведения о 268 иностранных средствах массовой информации и физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, в их числе:
- 213 физических лиц;
- 35 российских юридических лиц;
- 12 иностранных юридических лиц;
- 8 иностранных структур без образования юридического лица.
В 2022 году в реестр иностранных агентов включено 167 иностранных средств массовой информации и физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, среди них:
- 147 физических лиц;
- 3 иностранных юридических лица;
- 17 российских юридических лиц (иностранные агенты, которые подали уведомление о создании юридического лица).
В 2022 году[4] признанных таковыми лиц на 43,7% больше, чем в 2021 году (94), что обусловлено ростом числа сообщений и материалов в СМИ, направленных на дискредитацию внутренней и внешней политики Российской Федерации в связи с событиями на Украине.
Распространяемые лицами, включенными в реестр иностранных агентов, в СМИ сообщения и материалы, как правило, содержали неконструктивную критику представителей органов власти различного уровня, принимаемых и разрабатываемых решений и законов, были направлены на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации и проводимой специальной военной операции на территории Украины, а также на пропаганду ЛГБТ-отношений и подрыв традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Среди физических лиц, включенных в реестр, ряд известных оппозиционных политиков, политологов, журналистов, писателей и блогеров (Шендерович В.А., Быков Д.Л., Дудь Ю.А., Шульман Е.М., Венедиктов А.А., Кара-Мурза В.В., Ходорковский М.Б., Каспаров Г.К., Яшин И.В., Кац М.Е., Гордон Д.И., Зимин Б.Д.).
В ряде случаев деятельность лиц, включенных в реестр иностранных агентов, осуществлялась в форме участия в создании и распространении сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, таких как «Голос Америки», «Сибирь.Реалии», «УПтезло», ООО «Телеканал Дождь», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)», «ТЬе 1п51<1ег», «Север.Реалии», «Крым.Реалии», «Idel.Реалии», «Телеканал Настоящее время», ООО «Москоу диджитал медиа», либо они находились под иностранным влиянием и (или) получали поддержку от иностранных источников, в том числе из Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Федеративной Республики Германия, Швейцарской Конфедерации и других.
- 78 физических лиц выступали в поддержку Украины и против проведения СВО;
- 63 физических лица осуществляли деятельность в интересах иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
- 6 физических лиц занимались пропагандой ЛГБТ-отношений.
В 2022 году Минюстом России в список физических лиц[4], выполняющих функции иностранного агента, включено 62 физических лица, из которых:
- 33 физических лица осуществляли политическую деятельность и одновременно получали денежные средства от иностранных источников;
- 29 физических лиц осуществляли политическую деятельность и находились под иностранным влиянием, выраженным в оказании организационно-методической помощи со стороны иностранных государств, а также в предоставлении площадки для продвижения своих взглядов.
Кроме того, политическая деятельность включенных в реестр лиц осуществлялась посредством призывов к организации и участию в массовых мероприятиях, призванных оказать воздействие на органы публичной власти, распространения негативных мнений о деятельности представителей государственных органов Российской Федерации, в том числе путем выдвижения обвинений в совершении ими различного рода преступлений, дискредитации избирательного процесса в Российской Федерации. Важно учесть, что соответствующие действия стимулировались из иностранных источников.
За 2022 год Минюстом России рассмотрено[4] 25 заявлений об исключении из реестра иностранных агентов. Такие заявления подали 13 физических лиц и одно юридическое лицо, в 11 случаях - повторно в течение года. По результатам проверочных мероприятий в отношении 9 физических лиц и одного российского юридического лица Минюстом России приняты положительные решения.
Иностранные агенты после начала Специальной военной операции
Защита певицы Земфиры Рамазановой*[7] оспорила[8] решение суда, отказавшегося исключить ее из реестра иностранных агентов. "В суде зарегистрирована апелляционная жалоба", - сказали в суде. Певицу включили в перечень иноагентов в феврале. В Минюсте тогда заявили, что Земфира* "открыто выступала в поддержку Украины, осуществляя концертную деятельность в недружественных странах с призывами против специальной военной операции, получала поддержку от иностранных источников". Ее адвокат Александр Передрук со ссылкой на данные Минюста сообщал, что Земфира*[7], по мнению властей, "получала деньги от неких ирландской и немецкой кредитных организаций". Сама певица заявила, что все, что она знает об Ирландии, - "это U2 и Шинейд О'Коннор".
Зампред комитета ГД по развитию гражданского общества Ольга Занко сообщила в своем телеграм–канале[9], что направила запрос министру юстиции РФ Константину Чуйченко с просьбой признать писателя Бориса Акунина иноагентом.
"Считаю, что Акунин как публичное лицо с явной антироссийской позицией должен быть также признан Минюстом иностранным агентом", - написала Занко. Она уточнила, что данное обращение было написано, когда она заметила, что один из театров Санкт-Петербурга ставит спектакль по произведению Акунина. Она добавила, что писатель живет за границей, также он является членом антироссийской организации "Настоящая Россия", которая "выступала с призывами к борьбе с властями, изменению конституционного строя, собирала средства для Украины".
По мнению парламентария, писатель с антироссийской позицией не может получать деньги за продажу своих произведений в России. "Живёт писатель за границей, а деньги почему-то с легкостью пытается зарабатывать здесь, в том числе через спектакли и книги", - заключила она[10].
В начале июня 2023 года на заседании Комиссии[11] Государственной Думы Российской Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России с информацией о Докладе Минюста России о деятельности иностранных агентов (скачать файл доклада в электронном виде), в том числе об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью в 2022 году выступил Заместитель Министра юстиции РФ Олег Свириденко. Этот доклад подготовлен в соответствии с частью 11 статьи 10 Закона №255-ФЗ, согласно которому Министерство юстиции РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания РФ доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об их участии в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью.
После начала Специальной военной операции 4 НКО выступали против проведения спецоперации и в защиту нацистского режима на Украине:
- АНО "Троицкий вариант-наука" распространялась заведомо ложная информация, направленная на дискредитацию действий Вооружённых сил Российской Федерации;
- КРОО "Интерра" распространялись сообщения и материалы с призывами к проведению митингов и пикетов против СВО;
- АНО "Типография" среди граждан формировались негативные мнения и суждения о действиях Президента Российской Федерации и Вооружённых силах Российской Федерации на территории Украины;
- АНО программ "ЛГБТ" давалась позитивная оценка террористическому акту, связанному со взрывом на Крымском мосту, допускались одобрительные высказывания ввиду отказа Украины от участия в переговорах с Российской Федерацией, этой организацией распространялась информация, направленная на формирование нетрадиционных сексуальных установок и искажённого представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений.
7 НКО публично обращались к государственным органам с целью оказать влияние на них, в том числе воздействовать на изменение или отмену законов и нормативных правовых актов, а также с призывами к гражданам участвовать в протестных акциях.
- РНКОО «Туба калык» распространялись сообщения и материалы, направленные на дискредитацию государственной политики Российской Федерации в сфере экологии и культуры, представители этой организации выступали с обращениями за отмену законов и нормативных правовых актов в названных сферах.
- АНО «Друзья Балтики» распространялись петиции с призывами отменить закон об иноагентах, а также отдельные нормативные правовые акты в сферах экологии, образования и основ местного самоуправления.
- Фонд филантропии предпринимал попытки оказать влияние на принятие соответствующих решений органами государственной власти Российской Федерации, а также финансировал деятельность других иностранных агентов.
- ТРОО «Женский голос» обращались призывы к участию в протестных акциях в поддержку А. Навального, а также к голосованию против политической партии «Единая Россия» на выборах и против законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».
- Фонд партнерства распространял сообщения и материалы, дискредитирующие органы уголовно-исполнительной системы, их руководство и сотрудников.
- РОО «Экологическая вахта Сахалина» и АНО «Центр» являлись организаторами протестных акций, направленных на дискредитацию деятельности органов государственной власти в сфере экологии, а также принимали участие в организации мероприятий в поддержку А. Навального.
Административная ответственность иностранных агентов
Нарушение законодательства Российской Федерации об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную и иную ответственность.
В 2022 году[4] основаниями для привлечения иностранных агентов к административной ответственности стали:
- производство материалов и их распространение через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет» без указания на то, что такие материалы произведены и распространены иностранным агентом;
- неподача заявления о включении в реестр.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в 2022 году в отношении иностранных агентов составлено[4] 156 протоколов об административных правонарушениях (в 2021 году - 58), из них по:
- части 2 статьи 19.34 КоАП РФ - 20;
- части 3 статьи 19.34 КоАП РФ - 1;
- части 1 статьи 19.34.1 КоАП РФ-39;
- части 2 статьи 19.34.1 КоАП РФ - 48;
- части 3 статьи 19.34.1 КоАП РФ - 44;
- части 2 статьи 19.7.5-4 КоАП РФ - 4.
Судами назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 228 млн 640 тыс. рублей (в 2021 году - 3 млн 765 тыс. рублей). По двум протоколам вынесено решение о прекращении производства в связи с отсутствием состава правонарушения.
В 2022 году[4] территориальными органами Минюста России в отношении иностранных агентов составлено 2 протокола об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ (в 2021 году - 24). Судами назначены наказания в виде административных штрафов на общую сумму 2 млн 200 тыс. рублей[12] (в 2021 году - 2 млн 50 тыс. рублей).
По материалам[4] Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, содержащим информацию о распространении «Комитетом против пыток» (далее - Комитет), внесенным Минюстом России в реестр незарегистрированных общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица, сведений о своей деятельности без указания на соответствующий статус, Главным управлением Минюста России по Нижегородской области в отношении председателя Комитета составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела Бабинец С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.5-3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.
Причиной, по которой в 2022 году количество протоколов, составленных территориальными органами Минюста России, значительно снизилось в сравнении с 2021 годом, стали временные ограничения на проведение плановых проверок и на применение мер реагирования в отношении некоммерческих организаций, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»[13].
Лица, включенные в реестр иностранных агентов, к уголовной ответственности[4] в 2022 году не привлекались.
В 2022 году отмечался рост числа обжалований[4] в судебных инстанциях решений Минюста России о включении лиц в реестр иностранных агентов. Всего в течение года обжаловано 118 таких решений Минюста России, 82 лица, не согласившись с решением первой инстанции, подали апелляционные жалобы (в 2021 году обжаловано 43 решения Минюста России). Анализ судебной практики свидетельствует о том, что ни одно административное исковое заявление о признании незаконным решения Минюста России о включении лица в реестр иностранных агентов судом удовлетворено не было.
В свою очередь, Минюст России в 2022 году в судебном порядке добился ликвидации Благотворительного фонда социально-правовой помощи «Сфера» (далее - Фонд «Сфера»), включенного в 2016 году в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. По результатам внеплановой проверки, проведенной Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, были выявлены факты осуществления Фондом «Сфера» деятельности, создающей предпосылки для угрозы национальным интересам Российской Федерации. При рассмотрении искового заявления суд, принимая во внимание, что проводимые им мероприятия нацелены на изменение восприятия в обществе института семьи и брака, вовлечение несовершеннолетних лиц в процесс самоопределения по гендерному признаку, сделал вывод о том, что его деятельность противоречит Конституции Российской Федерации и государственной политике в сфере охраны традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных ценностей. Судом также сделан вывод, что деятельность Фонда «Сфера» является политической и направлена на изменение государственной политики и законодательства, и принято судебное решение о его ликвидации. Выводы, послужившие основанием для принятия судом решения, использованы при оценке деятельности иных организаций, позиционирующих себя как ЛГБТ-сообщества, на предмет обоснованности их включения в реестр иностранных агентов.
По состоянию на 8 июня 2024 года в реестре иностранных агентов содержатся[14] сведения о 606 иноагентах - из них 52 ресурса, 92 юридических лица, 34 объединения без образования юридических лиц, 428 физических лица. Согласно российскому законодательству, материалы иноагентов, распространяемые, в том числе через интернет, должны сопровождаться соответствующей маркировкой. В 2024 году Роскомнадзор составил 180 протоколов за отсутствие маркировки в материалах иноагентов, суды назначили по ним штрафы на общую сумму более 7,1 млн рублей.
За 2022–2023 годы сумма штрафов достигла 1,17 млрд руб[15].
Статистика из разряда «самоочищения» общества: 345 иностранных агентов (56,9%) прекратили свою деятельность в российском информационном пространстве[15]. При этом вакуума в пространстве или черной дыры в контенте никто не заметил. Ушли и ушли.
Уголовная ответственность иностранных агентов
Роскомнадзор передал информацию в Следственный комитет России информацию о 45 иноагентах, систематически нарушавших требования о маркировке материалов, из них в отношении 25 возбуждены уголовные дела. Об этом сообщили[14] в пресс-службе Роскомнадзора.
"Если нарушения систематические, ведомство передает информацию в Следственный комитет для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ. На настоящий момент Роскомнадзор передал информацию в СК в отношении 45 лиц, из них в отношении 25 иноагентов возбуждены уголовные дела", - сообщили в пресс-службе ведомства в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Критика российского закона
Рядом представителей российской оппозиции и западной общественности российский закон был расценён как атака на структуры гражданского общества с целью их дискредитации и создания юридических предпосылок для их преследования. В связи с этим указанные лица чрезмерно критически стали обращать особое внимание на крайне широкое определение понятия «политическая деятельность» в тексте закона. По мнению российской оппозиции и представителей западного политического истеблишмента Закон рассматривается в контексте общей системы мер, направленных на подавление протестной активности российского общества.
Волна выступлений разного рода докладчиков на тему введения института "иностранный агент" в российское правовое поле носит явный и визуально ощущаемый эффект спланированной, скоординированной программы дискредитации именно российского института, тогда как критика американского института сознательно избегается, создавая видимость вакуума вокруг закона FARA.
Так, британский еженедельник The Economist утверждает, что использование термина «иностранный агент» является попыткой со стороны властных кругов России взять под свой контроль гражданскую активность в российском обществе. Именно для этого, по мнению журнала, независимые общественные организации получили клеймо «иностранные агенты».
С критикой закона ещё на стадии законопроекта выступили три специальных докладчика ООН (по праву на мирные собрания, по положению правозащитников и по защите права на свободу выражения мнений); в 2013 году они выступили с новым заявлением, сообщая, что их опасения подтвердились. Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить своё право на свободу ассоциации», подчеркнув, что «организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы». По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать правозащитников специальному контролю вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека.
Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Из них первый призвал «внести изменения в законодательство, требующее от получающих финансирование из-за рубежа правозащитных организаций регистрироваться в качестве „иностранных агентов“», а второй призвал Россию отменить закон 2012 года.
Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении.
Европарламент выразил разочарование российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов».
В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений». ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность». Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой».
Таким образом, в ходе критики российская оппозиция и западная общественность вкупе с западным истеблишментом категорически не хотят признавать полную идентичность самого института "иностранный агент" в российском и американском исполнении. Причём российская реализация данного института имеет явно облегчённый характер правоприменения.
Аргументы сторонников
Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским.
Политолог Сергей Марков, член Общественной палаты, проректор РЭУ им. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA:
Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т. п., и одновременно занимаетесь политикой, то есть боретесь за власть, вы обязаны проинформировать об этом российских граждан. Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России, и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить.[16]
2 апреля 2013 года в интервью немецкому телеканалу ARD Владимир Путин заявил, что на территории Российской Федерации продолжают действовать 654 неправительственные организации, финансируемые из-за рубежа. Только за четыре месяца после принятия закона на счета этих организаций, по словам В. В. Путина, из-за границы поступило 28,3 млрд рублей, в том числе 855 млн рублей — через дипломатические представительства
Заявление Президента Российской Федерации вызвало возмущение некоторых российских НПО (в основном правозащитных). Они указали, что НПО ведут свою отчётность открыто и подобных сумм в их документах нет. Иностранное финансирование таких крупных правозащитных НПО, как «Московская хельсинкская группа» и ассоциация «Голос», находится в пределах нескольких миллионов рублей за год. В связи с этим российские НПО обратились к Путину с требованием опубликовать список организаций, якобы получивших из-за рубежа миллиард долларов за 4 месяца.
В марте 2019 года глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин во время доклада Владимиру Путину озвучил цифру в 80 миллиардов рублей, которую продолжают получать НКО из-за рубежа. При этом чиновник отметил, что деньги идут «не все для благих целей» и на «определённые степени деструктивности».
Источники
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/
- ↑ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132900/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/#dst100022
- ↑ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Файл:Доклад_Минюста_России_о_деятельности_иностранных_агентов.pdf
- ↑ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406090121/
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 https://www.interfax.ru/russia/906358
- ↑ 7,0 7,1 * Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента
- ↑ https://ria.ru/20230707/zemfira-1882765670.html
- ↑ https://t.me/o_zanko/2143
- ↑ https://ria.ru/20230707/akunin-1882793205.html
- ↑ https://t.me/komisgd/589
- ↑ С учетом назначенных штрафов за 2021 год.
- ↑ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411233/
- ↑ 14,0 14,1 https://tass.ru/proisshestviya/21046399
- ↑ 15,0 15,1 https://t.me/lugovoyandrey/3008
- ↑ https://sever248.wordpress.com/tag/%D0%BD%D0%BA%D0%BE/