Боевой робот

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search

Боевой робот (военный робот) — устройства автоматики, заменяющие человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, в военных целях: разведка, боевые действия, разминирование и тому подобное.

Боевыми роботами являются не только автоматические устройства с антропоморфным действием, которые частично или полностью заменяют человека, но и беспилотные аппараты, действующие на земле, в воздушной и водной среде. В настоящее время большинство боевых роботов являются устройствами телеприсутствия или аппаратами с дистанционным управлением, и лишь очень немногие модели имеют возможность выполнять некоторые задачи автономно, без вмешательства оператора.

Официальная терминология

Российская Федерация

«Военный энциклопедический словарь» Минобороны России: Боевой робот (чеш. robot) - многофункциональное техническое устройство с антропоморфным (человекоподобным) поведением, частично или полностью выполняющее функции человека при решении определённых боевых задач. Включает сенсорную систему (датчики), воспринимающую информацию, систему управления и исполнительного устройства.

Боевой робот 1-го поколения с программным и дистанционным управлением, способным функционировать только в организованной среде.

Боевой робот 2-го поколения - адаптивные, имеющие своего рода органы "чувств" и способны функционировать в заранее неизвестных условиях, то есть приспосабливаться к изменениям обстановки.

Боевой робот 3-го поколения - интеллектуальные, имеют систему управления с элементами искусственного интеллекта (созданы пока лишь в виде лабораторных макетов). К наиболее простым боевым роботам следует отнести безэкипажные танк и торпед.катер, робота-солдата и т.п., применяемые для обеспечения боевой деятельности войск в неприемлемых для человека условиях.

Сегодня наиболее распространены роботы 1-го поколения (управляемые устройства) и быстро совершенствуются системы 2-го поколения (полуавтономные устройства). Для перехода к использованию роботов 3-го поколения (автономных устройств) ученые разрабатывают самообучающиеся системы с искусственным интеллектом, в которых будут соединены возможности самых передовых технологий в области навигации, визуального распознавания объектов, искусственного интеллекта, вооружения, независимых источников питания, маскировки и др. [1]

Классификация

По типу управления или по степени их зависимости (или точнее независимости) от человека-оператора[2]:

  • с дистанционным управлением (управляемые оператором с пункта управления)
  • автономные/автоматические
  • интеллектуальные (на основе ИИ), адаптивные
  • гибридные

По среде применения/использования:

  • воздушные/летательные (беспилотный летательный аппарат, БПЛА, беспилотная авиационная система, unmanned aircraft system, UAS)
  • водные
    • надводные (беспилотный надводный аппарат, Unmanned Surface Vessel, USV)
    • подводные (автономный необитаемый подводный аппарат, autonomous underwater vehicle, AUV)
  • сухопутные/наземные (беспилотное наземное транспортное средство)

По выполняемым функциям/целевому назначению:

  • беспилотный летательный аппарат
    • авиаразведка (скрытое видеонаблюдение за противником с воздуха, на сегодня это основное их предназначение)
    • нанесение ударов по наземным и морским целям, барражирующий боеприпас, FPV-дрон
    • управление огнём и целеуказание
    • раскрытие систем противовоздушной обороны (дрон-приманка)
    • бомбардировочные БПЛА
    • перехват воздушных целей
    • постановка радиопомех
    • ретрансляция сообщений и данных
    • доставка грузов подразделениям
    • БПЛА — носитель других беспилотников (самолёт-носитель, «авиаматка»)
    • БПЛА-мишень
  • беспилотный надводный аппарат
    • противолодочная война
    • противоминная борьба
    • патрулирование
    • защита акваторий
  • автономный необитаемый подводный аппарат
    • патрулирование
    • противоминная оборона
    • рекогносцировка (разведка)
  • беспилотное наземное транспортное средство
    • доставка/эвакуация личного состава
    • обезвреживание взрывчатки
    • погрузка тяжестей
    • ремонт техники под огнём противника

По конструктивному исполнению или типу летательного аппарата (для БПЛА)[1]:

  • самолёт (самолётного типа);
    • БПЛА с неподвижным крылом[3];
    • БПЛА с гибким крылом.
  • вертикального взлёта и посадки (вертолёт, вертолётного типа);
    • соосные вертолеты[3];
    • вертолеты с одним несущим винтом.
  • автожир (автожирного типа);
  • мультикоптер (мультикоптерного типа);
    • квадрокоптеры (с четырьмя винтами)[3];
    • гексакоптеры (с шестью винтами);
    • октокоптеры (с восемью винтами).
  • ракетного (снарядного) заброса;
  • гибридные формы.

По способу управления (для БПЛА):[3]

  • GPS (Global Positioning System) - через спутниковую систему, которая позволяет определить местоположение объекта с точностью до нескольких метров.
  • FPV (First Person View) - включает управление аппаратом по радиоканалам и прием видеоизображения с него в режиме реального времени.Оператор видит изображение с видеокамеры БПЛА на устройствах отображения, таких как мониторы, телевизоры или видеоочки.

По дальности действия и продолжительности полёта (для БПЛА)[1]:

  • большой дальности (более 500 км)
  • средней дальности (до 500 км)
  • малой дальности (до 100 км)
  • ближнего действия (до 25 км)

По высотно-скоростным характеристикам (для БПЛА)[1]:

  • по скорости полёта
    • сверхзвуковые (более 1000 км/ч)
    • дозвуковые (300...1000 км/ч)
    • малоскоростные (висение...300 км/ч)
  • по высоте полёта:
    • стратосферные (более 12 км)
    • больших высот (4...12 км)
    • средних высот (1...4 км.)
    • малых высот (0,2...1 км.)
    • предельно малых высот (0...0,2 км)

По месту базирования (для БПЛА)[1]:

  • наземного базирования
  • корабельного базирования
  • воздушного базирования

По способу доставки (взлёта) (для БПЛА)[1]:

  • по виду старта
    • наземный, с помощью шасси (собственного или сбрасываемого) - аэродромный старт
    • наземный, с помощью пускового устройства - катапульты, с платформы - безаэродромный старт
    • с руки
    • воздушный (с летательных аппаратов)
    • подводный (с подводных судов)
  • по способу транспортирования
    • возимые
    • переносные (не требующие специальных средств транспортирования)

По взлётной массе (для БПЛА)[1]:

  • сверхтяжёлые (>15000 кг)
  • тяжёлые (5000...15000 кг)
  • средние (500...5000 кг)
  • лёгкие (100...500 кг)
  • малые (1...100 кг)
  • мини и микро (до 1 кг)

Воздушный кодекс РФ требует обязательной постановки на учёт БПЛА взлётной массой от 0,15 до 30 кг через портал Госуслуги, а также обязательной регистрации БПЛА весом более 30 кг (для управления БПЛА весом более 30 кг необходимо также получить сертификат лётной годности и свидетельство внешнего пилота).

Федеральное управление гражданской авиации США требует регистрации БПЛА массой более 0,55 фунта (250 г), а также устанавливает специальный порядок получения разрешений на использование БПЛА массой более 55 фунтов (25 кг).

  • Министерство обороны США разделяет БПЛА на пять групп по оперативным параметрам:
Группа Масса, кг Рабочая высота, м Скорость (узлов) Пример
I 0-9 < 360 45-50 RQ-11 Raven
II 9-25 < 1050 < 250 ScanEagle
III < 600 < 5400 RQ-7 Shadow
IV > 600 любая MQ-1 Predator
V > 5400 RQ-4 Global Hawk

Источники

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 https://viek.ru/60/vie_22_2(60)-023-041.pdf
  2. Буренок В.М. Направление и проблемы создание системы вооружения будущего // Известия РАРАН. 2016. №2(92). – С. 97-103.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 https://djistor.ru/news/Drony-i-BPLA-raznovidnosti-i-otlichiya-o-chem-govoryat-nazvaniya