Визуальная пропаганда России во время Специальной военной операции

Материал из Geochronic
Перейти к навигации Перейти к поиску
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Визуальная пропаганда - распространение при помощи художественных произведений политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей о происходящих процессах во время проведения Специальной операции России на Украине с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности[1].

Средства реализации

Визуальная пропаганда реализуется через плакаты, баннеры, листовки, открытки, стикеры, gif-анимацию, карикатуры, рисунки и сатирические иллюстрации, другие виды визуальной пропаганды.

Плакат (листовка, открытка) – самый мобильный и социально ориентированный жанр изобразительного искусства. На протяжении всего 20 века, с помощью плаката решались актуальные государственные задачи по просвещению граждан в области личной гигиены, экологии, профилактики пожаров, инфекционных заболеваний, алкоголизма, борьбы с коррупцией, браконьерством, пропаганды ЗОЖ, спорта и т.д. В военные годы была успешно реализована агитационная кампания по мобилизации граждан против фашистских захватчиков («Родина-мать зовёт!» — плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе).

Цели визуальной пропаганды

Создание художественных и визуальных произведений агитационной пропаганды и социальной рекламы для непрерывного патриотического воспитания населения Российской федерации, популяризации целей и задач специальной военной операции, защиты «Русского мира» и его ценностей, с целью удовлетворения потребности общества и государства в качественном актуальном динамичном и энергичном социально-политическом контенте для размещения в сети Интернет и печатных СМИ, для использования в качестве наружной рекламы и других форм массового распространения.

Создатели визуальной пропаганды

Аналитический центр Rybar - cтраница в Telegram. Проекты:

  • #Сила_в_единстве
  • #ПейзажиСВО
  • #НочиСВО
  • #ДушаЗавода

Сообщество художников, иллюстраторов, дизайнеров "АгитБригада "Бей врага!"[2][3][4]:

Художники:

  • Арсеня Виктор Фёдорович.

Коллекции современной российской визуальной пропаганды

См.основную статью Коллекция современной российской визуальной пропаганды.

Конкурсы произведений визуальной пропаганды

"АГИТФРОНТ"

Всероссийский конкурс по созданию произведений визуальной пропаганды[7].

Организатор: Московское отделение Союза художников России (МОСХ России).

Проект реализуется в рамках художественно-исследовательского проекта «КАРТИНА ПОБЕДЫ», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и информационно-выставочного  агентства «АртКонтракт».

Телеграм-канал проекта.

Темы

  • Воссоединение исторических русских земель «МЫ ВМЕСТЕ»;  
  • Мобилизация и ответственное отношение к ней;
  • Популяризация добровольческого движения;
  • Поднятие воинского духа у участников военных действий, резервистов и призывников;
  • Формирование крепкого тыла и веры в героев;
  • Противодействие терроризму и вовлечению детей и молодежи в   террористические  группировки и акции;
  • Визуальные мессенджеры миру, утверждающие «Русский мир» и российские ценности;
  • Российский человек. Точка сборки:  патриотизм,  созидательный труд, изобретательность, культурные и духовные ценности;
  • Деморализации противника;
  • Борьба цивилизаций, общественно-экономических формаций и политических систем;
  • Идейное и ценностное противостояние миров; (Россия — США, Россия — НАТО, Восток — Запад, колониальный англо-сакский мир — остальной мир);
  • Искаженная реальность: осознание военно-политическими руководствами и населением мира опасности ядерной  войны; изменение общественного договора; опасность неоколониализма.
  • Санкционное давление на Россию.  Прямой и обратный эффект. Реакция общества;
  • Противодействие демонизации России, пропаганде русофобии;
  • Самоконтроль и правила поведения в условиях Военного положения.

В современной России, наглядная агитация потеряла целостность государственной политики, тогда как ее методы успешно используют в «недружественных странах». Спецпроект «АГИТФРОНТ» призван восполнить пробел в агитационной пропаганде и собрать визуальные мессенджеры россиянам и всему миру, утверждающие  Русский мир и Российские ценности.

"СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ НОВОГО МИРА"

Конкурс «СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ НОВОГО МИРА»[8][9].

Организатор конкурса: Автономная некоммерческая организация содействия развитию культуры и общества "КУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ".

Telegram-канал проекта.

Тема Конкурса — «Смыслы и Образы Нового Мира». Предметом Конкурса являются работы, представляющие собой творческую интерпретацию темы Конкурса: участникам необходимо разработать арт-плакат в свободной технике, опираясь на тезисы и максимы, разработанные в рамках философского форума «Смыслы и Образы Нового Мира».

24 февраля 2022 года начался новый этап в жизни не только России, но и всего мира. Осознание этих перемен очень важно и для победы в войне, и для нормализации жизни в тылу, и для решения геополитических задач. Осмыслением ситуации занимались участники форума "Смыслы и Образы Нового Мира", российские философы из Луганска, Донецка и Москвы, которые разработали философские максимы и тезисы. Форум представлял собой первую часть философско-художественного проекта, который завершится преобразованием максим и тезисов в художественные образы для дальнейшего распространения в массовой культуре.

Форматы:

  • Картины для выставок и аукциона.
  • Толстовки, футболки, худи, дождевики.
  • Шевроны, наклейки.

Торжественное открытие выставки "Смыслы и Образы Нового Мира. Обратная Перспектива" состоялось 13 марта 2023 годв в 15.00 в Выставочном зале Строгановского Университета[10].

"Победа будет за нами"

Конкурс «Победа будет за нами». Данный конкурс проводили «Наша страна»[11] и «Z files»[12].

И некоторые работы с этого конкурса были переданы в РИА Армия России для проведения выставок.

Спецпроект «АГИТФРОНТ»

Всероссийский художественно-социальный проект по созданию и продвижению произведений визуальной пропаганды «АГИТФРОНТ» - реализуется в рамках художественно-исследовательского проекта «КАРТИНА ПОБЕДЫ»[13][14].

Организатор: Московское отделение Союза художников России (МОСХ России)[15][16].

В предшествующие годы созданию наглядной агитации высокого художественного уровня не уделялось должного внимания, в то время как в нашей истории политический плакат, рисунок и карикатура всегда были мощным средством пропаганды и политическим оружием. Спецпроект «АГИТФРОНТ» призван восполнить этот пробел и призвать художников к созданию емких, актуальных, энергичных, исполненных патриотизма и любви к Родине образов, утверждающих «Русский мир» и его нравственные ценности.

Прием электронных заявок осуществлялся до 24 апреля 2023 года.

Для профессиональных и непрофессиональных художников, дизайнеров, авторских коллективов и всех творческих личностей, 16+.

Работы  авторов,  которые будут одобрены комиссией, вошли в  экспозиции выставок «КАРТИНА ПОБЕДЫ — 2023» и войдут в итоговую выставку 2025 года, будут напечатаны в иллюстрированном каталоге, и главное — будут широко распространяться в печатных и сетевых СМИ. Пять авторов самых ярких и интересных работ по решению художественного совета и народного  голосования получат ценные призы — художественные товары — и Дипломы от организатора. Задача спецпроекта «АГИТФРОНТ»: создание и аккумуляция на общедоступном сетевом ресурсе художественных и визуальных произведений агитационной пропаганды и социальной рекламы для непрерывного патриотического воспитания населения Российской федерации, популяризации целей и задач специальной военной операции, защиты «Русского мира» и его ценностей, с целью удовлетворения потребности общества и государства в качественном актуальном динамичном и энергичном социально-политическом контенте для размещения в сети Интернет и печатных СМИ, для использования в качестве наружной рекламы и других форм локального распространения, на следующие темы:

  • Воссоединение исторических русских земель «Вместе навсегда»;  
  • Мобилизация и ответственное отношение к ней;
  • Популяризация добровольческого движения;
  • Поднятие воинского духа у участников военных действий, резервистов и призывников;
  • Формирование крепкого тыла и веры в героев;
  • Противодействие терроризму и вовлечению детей и молодежи в   террористические  группировки и акции;
  • Визуальные мессенджеры миру, утверждающие «Русский мир» и  наши  ценности;
  • Российский человек. Точка сборки:  патриотизм,  труд, изобретательность, культурные и духовные ценности;
  • Деморализации противника;
  • Борьба цивилизаций, общественно-экономических формаций и политических систем;
  • Идейное и ценностное противостояние миров; (Россия — США, Россия — НАТО, Восток — Запад, колониальный англо-сакский мир — остальной мир);
  • Искаженная реальность: осознание военно-политическими руководствами и населением мира опасности ядерной  войны; изменение общественного договора; опасность неоколониализма.
  • Санкционное давление на Россию.  Прямой и обратный эффект. Реакция общества;
  • Противодействие демонизации России, пропаганде русофобии;
  • Самоконтроль и правила поведения в условиях Военного положения.

К участию в спецпроекте «АГИТФРОНТ» принимаются: Баннеры, плакаты, листовки, открытки, стикеры, gif-анимация, карикатуры, рисунки и сатирические иллюстрации, другие виды визуальной пропаганды.

Назначение: Для размещения агитационных материалов в телекоммуникационной сети Интернет в цифровом формате (социальных сетях, Telegram-канал, популярных блогах, на сайтах, другое), в печатной форме — в общественных учреждениях и местах присутствия, в транспорте, уч. заведениях, мед. учреждения, институтах, МФЦ, вокзалах, аэропортах, РЖД, метро, гос. учреждениях и другие, а также для начинки  агитационных снарядов.

Проблематика: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит народная мудрость, подтверждая факт, что визуальная пропаганда (плакат, баннер, gif-анимация другие виды визуальной пропаганды) воздействует на сознание человека сильнее чем, текстовая и аудио-информация.

Плакат (листовка, открытка) – самый мобильный и социально ориентированный жанр изобразительного искусства. На протяжении всего 20 века, с помощью плаката решались актуальные государственные задачи по просвещению граждан в области личной гигиены, экологии, профилактики пожаров, инфекционных заболеваний, алкоголизма, борьбы с коррупцией, браконьерством, пропаганды ЗОЖ, спорта и т.д. В военные годы была успешно реализована агитационная кампания по мобилизации граждан против фашистских захватчиков («Родина-мать зовёт!» — плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе).

В современной России, наглядная агитация потеряла целостность государственной политики, тогда как ее методы успешно используют в «недружественных странах». Спецпроект «АГИТФРОНТ» призван восполнить пробел в агитационной пропаганде и собрать визуальные мессенджеры россиянам и всему миру, утверждающие  Русский мир и Российские ценности. Техническое Задание:

  • Формат горизонтальный, вертикальный, квадрат;
  • Фотографии произведения прикрепляются в формате jpeg или png;
  • Размер превью изображения должен быть не менее 1200х900 px с разрешением не менее 72 dpi;
  • Произведение может быть выполнено в ручных и/или компьютерных техниках.

Все представленные к участию в проекте и прошедшие модерацию произведения публикуются на сайте КартинаПобеды.рф.

Выставки произведений визуальной пропаганды

Международная художественно-документальная выставка о войне на Украине

Итальянская галерея современного искусства “Праманта Арте” (Pramantha Arte)[17] с 22 по 28 августа 2022 года провела художественно-документальную выставку о войне в Украине "Специальная Операция Сила. Искусство вне лицемерия" в рамках Международной художественно-документальной выставки. Выставка прошла в Италии, в Галерее современного искусства “Праманта Арте” (Pramantha Arte).

На выставке был представлен взгляд Российской стороны на продолжающуюся специальную военную операцию, а точнее – объективно и реально расскажет о происходящем, в противовес поступающим пропагандистски искажённым новостям из западных СМИ.

Были представлены работы 16 авторов, включая российских, итальянских и европейских журналистов, фотографов, художников, графических дизайнеров и скульпторов.

Принявшие участие в выставке фотожурналисты:

  • Джорджио Бьянки (Giorgio Bianchi) (Италия),
  • Витторио Никола Ранджелони (Vittorio Nicola Rangeloni) (Италия),
  • Соня ван ден Энде (Sonja van den Ende) (Нидерланды)

Принявшие участие в выставке художники:

  • Денис Даньшин (художник – Россия),
  • Александр Долосов (художник – Россия),
  • Василиса Герасимовская (художник – Беларусь),
  • Флавия Мастрелла (Flavia Mastrella) (скульптор, режиссер – Италия),
  • Эфтихия Цанетулаку (Eftichia Tzanetoulakou) (графический дизайнер, фотограф – Греция),
  • Элла Манхэттен (Ella Manhattan) (художник, графический дизайнер, фотограф – Турция),
  • Джованни Таларико (Giovanni Talarico) (скульптор – Италия),
  • Федерика Васелли (Federica Vasselli)(художник – Италия),
  • Дарья Дёмкина (художник – Россия),
  • Светлана Бойко (художник, дизайнер – Россия),
  • Анонимный художник (графический дизайнер – Россия),
  • Франческо Фумагалли (фотограф, астроном – Италия),
  • Илья Пожаров (художник, графический дизайнер – Россия)

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пропаганда

Примечание