Фальшивые новости
| Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок. Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.
|
Фальши́вые (подде́льные, «фе́йковые», ло́жные) но́вости — информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду[1]. Авторы поддельных новостей часто используют броские заголовки или полностью сфабрикованные истории для увеличения читательской аудитории и цитируемости. Прибыль при этом формируется аналогично принципам кликбейтинга и являет собой доход от рекламы, который генерируется независимо от достоверности опубликованных материалов. Лёгкий доступ к источникам дохода от рекламы, усиление политической поляризации общества и повсеместность социальных сетей обусловили распространение фальшивых новостей[2]. Возможности анонимного хостинга сайтов, на которых публикуются анонимные или псевдонимные авторы, затрудняют законное преследование таких источников за дезинформацию или клевету[3][4][5][6].
Фальшивые новости могут быть представлены в различных формах[7]. Кликбейты побуждают любопытство завлекающими заголовками, обычно чтобы увеличить доходы с рекламы[8]. Дезинформация преследует свой целью введение общественности в заблуждение, но фальшивые новости могут также быть представлены и просто ложной информацией, независимо от мотивов. Также фальшивые новости могут быть представлены в виде заблуждений, розыгрышей, пародий, сатиры, слухов или иных формах[7].
Отдельные исследования выявили, что проблемы с определением фальшивых новостей есть у всех людей, независимо от возраста, пола или образования. Выявление фальшивых новостей обычно возможно через проверку фактов. Одной из причин распространения фальшивых новостей в социальных сетях является отсутствие какой-либо проверки фактов их пользователями, для оценки же сведений пользователям в таких случаях требуется экспертное мнение. В целях борьбы с распространением фальшивых новостей большое значение играет обучение людей и повышение их грамотности[9].
Определение
«Фальшивая новость» определяется как новость, которая «полностью составлена и сфабрикована для обмана читателя, с целью увеличения трафика и прибыли»[10]. Сатирические или юмористические новости используют преувеличения и вымышленные элементы, но предназначенных для критики или высмеивания мнений или людей в шутливой или саркастической форме[9][10]. Хотя сатирические и юмористические новости используются в основном для развлечения людей, они также могут вводить в заблуждение и поучать людей, а некоторые воспринимают такие новости как правдивую информацию, распространяя её дальше[9]. Некоторые учёные считают, что сатира должна рассматриваться отдельно от фальшивых новостей, поскольку сатира используется для развлечения, не предназначена для информирования и не предполагает, что кто-либо будет воспринимать информацию всерьёз[11].
Распознавание
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА)[12] предлагает 8 способов отличить фейковые новости в Интернете.
Зная методы создания фейковых новостей, можно научиться легко выявлять их[13]. В статье, опубликованной 9 марта 2021 г., интернет-агентство «Текстерра» отметило некоторые из самых ярких фейковых новостей в интернет-пространстве и способы их распознавания[14].
Заголовки фейковых новостей характеризуются определёнными языковыми особенностями. Они содержат сенсационность, провокацию, интригу, двусмысленность или противоречие, которые должны привлечь читателя. Например, в октябре 2004 года в интернете появился броский заголовок: «В завалах сгоревшего дома пожарные нашли мёртвую Аллу Пугачёву»[15]. Перейдя к тексту статьи, читатель узнавал, что речь на самом деле идёт о 23-летней безработной тёзке певицы Аллы Пугачёвой. Расчёт подобного рода провокаций состоит в апелляции к любопытству читателя с целью заманить его на необходимую страницу. Перейдя по ссылке, читатель обычно обнаруживает содержание, намекающее на интригующее продолжение. Кроме того, когда информация в тексте интерпретируется односторонне или полностью фальсифицируется, а правдивая информация при этом умалчивается, начинается процесс скрытой манипуляции сознанием на основе ложных данных[16]. Манипулятивное воздействие осуществляется посредством насыщения текста информацией, состоящей из частичной или полной лжи. В результате в сознании читателя неосознанно формируется искажённое восприятие событий и фактов с различной степенью ложности. Основной способ противодействия — научиться самостоятельно проводить независимое журналистское расследование. Следует найти и изучить первоисточник информации, и если первоисточник не может быть найден, тогда эта информация считается фальшивой[17]. Следует убедиться, что автор является экспертом, и что у него хорошая репутация. Также важное условие — не поддаваться эмоциям, необходимо посмотреть на ситуацию с разных сторон, подвергая всю информацию критическому анализу[18]. Полезно также подождать, пока информация не обрастёт новыми деталями (правило 24 часов)[19].
Источники
Примечание
- ↑ Hunt, Elle. What is fake news? How to spot it and what you can do to stop it (англ.) (17 December 2016). Архивировано 22 февраля 2017 года. Дата обращения 15 января 2017.
- ↑ Woolf, Nicky. How to solve Facebook's fake news problem: experts pitch their ideas (англ.) (11 November 2016). Архивировано 9 сентября 2017 года. Дата обращения 15 января 2017.
- ↑ Who’s to blame for fake news and what can be done about it?. Архивировано 15 августа 2017 года. Дата обращения 15 января 2017.
- ↑ Callan, Paul Sue over fake news? Not so fast. CNN. Дата обращения: 15 января 2017. Архивировано 22 октября 2019 года.
- ↑ Harvey, Kerric; author; Media, the Encyclopedia of Social; Politics Did Social Media Ruin Election 2016?. NPR.org. Дата обращения: 15 января 2017. Архивировано 14 января 2017 года.
- ↑ Woolf, Nicky. As fake news takes over Facebook feeds, many are taking satire as fact (англ.) (17 November 2016). Архивировано 10 июня 2017 года. Дата обращения 15 января 2017.
- ↑ 7,0 7,1 Shaina Raza, Chen Ding. Fake news detection based on news content and social contexts: a transformer-based approach (англ.) // International Journal of Data Science and Analytics. — 2022-05-01. — Vol. 13, iss. 4. — P. 335–362. — ISSN 2364-4168. — doi:10.1007/s41060-021-00302-z.
- ↑ Monther Aldwairi, Ali Alwahedi. Detecting Fake News in Social Media Networks (англ.) // Procedia Computer Science. — 2018-01-01. — Vol. 141. — P. 215–222. — ISSN 1877-0509. — doi:10.1016/j.procs.2018.10.171. Архивировано 12 августа 2022 года.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Marlie Celliers, Marie Hattingh. A Systematic Review on Fake News Themes Reported in Literature (англ.) // Responsible Design, Implementation and Use of Information and Communication Technology / Marié Hattingh, Machdel Matthee, Hanlie Smuts, Ilias Pappas, Yogesh K. Dwivedi, Matti Mäntymäki. — Cham: Springer International Publishing, 2020. — P. 223–234. — ISBN 978-3-030-45002-1. — doi:10.1007/978-3-030-45002-1_19. Архивировано 10 августа 2022 года.
- ↑ 10,0 10,1 Hunt, Elle. What is fake news? How to spot it and what you can do to stop it (англ.) (17 December 2016). Архивировано 22 февраля 2017 года. Дата обращения 15 января 2017.
- ↑ Maria D. Molina, S. Shyam Sundar, Thai Le, Dongwon Lee. “Fake News” Is Not Simply False Information: A Concept Explication and Taxonomy of Online Content (англ.) // American Behavioral Scientist. — 2021-02. — Vol. 65, iss. 2. — P. 180–212. — ISSN 1552-3381 0002-7642, 1552-3381. — doi:10.1177/0002764219878224. Архивировано 30 мая 2022 года.
- ↑ https://руни.рф/Международная_федерация_библиотечных_ассоциаций_и_учреждений
- ↑ Шесть технологий создания фейковых новостей и простые инструменты для их разоблачения. Дата обращения: 4 августа 2021. Архивировано 4 августа 2021 года.
- ↑ Руководство по фактчекингу: печальные примеры, чек-листы и инструменты. Дата обращения: 4 августа 2021. Архивировано 4 августа 2021 года.
- ↑ Fake-news: дезинформация в медиа. Пособие для студентов направлений журналистики и массовых коммуникаций. Дата обращения: 20 августа 2021. Архивировано 20 августа 2021 года.
- ↑ Заголовки-анонсы в сетевых медиасервисах: между информированием и кликбейтингом. Дата обращения: 20 августа 2021. Архивировано 5 ноября 2021 года.
- ↑ Фейковые новости: откуда берутся, кому нужны и как им противостоять?. Дата обращения: 20 августа 2021. Архивировано 20 августа 2021 года.
- ↑ Как распознать фейк-ньюс и как перепроверить информацию из соцсетей. Дата обращения: 20 августа 2021. Архивировано 20 августа 2021 года.
- ↑ Кликбейтинг как фактор создания ложного нарратива в политическом медиадискурсе. Дата обращения: 20 августа 2021. Архивировано 20 августа 2021 года.