Прокси-война: различия между версиями
(Новая страница: «{{Stub}} Категория:Терминология Категория:Военное противоборство») |
Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Stub}} | {{Stub}}'''Прокси-война''' (англ. proxy war, также '''опосредованная война''', '''война по доверенности''', '''война чужими руками'''<ref>proxy war. // Универсальный англо-русский словарь.</ref>) — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране (классическое определение, данное Карлом Дойчем в 1964 году<ref name=":0">Andrew Mumford. [https://books.google.com/books?id=iddnAQAAQBAJ&pg=PA13 Proxy Warfare]. John Wiley & Sons, 2013. С. 13.</ref>). | ||
== Определение == | |||
=== Прокси-война === | |||
Учёные расходятся в точном определении прокси-войны. Так, А. Мамфорд<ref name=":0" /> считает, что сформированное Дойчем по наблюдениям за конфликтами [[Холодная война|Холодной войны]] определение неоправданно игнорирует негосударственных игроков. По Мамфорду, существенным вкладом в определение являются девять вопросов, заданные в 1980-х годах Яковом Бар-Симан-Tовом (англ. Yaacov Bar-Siman-Tov, ивр. יעוקב בר סימן-טוב) и приводимые здесь с ответами самого Мамфорда: | |||
# Можно ли считать прокси-войной войну, в которой внешняя сила участвует напрямую? — Нет, непрямое вмешательство — неотъемлемый элемент прокси-войны. | |||
# Существенно ли, что обе стороны местного конфликта выступают представителями внешних сил? — Нет, ситуация с посредниками не обязана быть симметричной. | |||
# Можно ли считать войну прокси-войной только для одной стороны? — Да. Как пример, Мамфорд приводит войну в [[Афганская война (1979—1989)|Афганистане]], где война была прокси-войной только с американской стороны. | |||
# Требуется ли для признания войны прокси-войной явное утверждение об этом хотя бы от одной внешней стороны? — Нет, внешние силы скорее всего будут прибегать к семантическим уловкам типа «проекция силы», «иностранная помощь» и т. п. | |||
# Достаточно ли для объявления войны прокси-войной мнения внешних участников, или требуется также заявление об этом со стороны одной из местных сил? — Нет, так как гораздо более вероятно, что конфликт будет рассматриваться как прокси-война другими, не вовлечёнными в конфликт, государствами. | |||
# Как отличить прокси-войны от военных союзов? — Иногда различие провести трудно, но обычно союз характеризуется готовностью всех союзников проливать в общих целях свою кровь, а прокси-война как раз указывает на нежелание внешней силы делать это. | |||
# Как отличить помощь внешней силы одной из сторон конфликта от использования этой стороны в прокси-войне? — Это субъективная интерпретация, основанная на оценке мотивов сторон. | |||
# Может ли небольшое государство воевать руками большого? — Да, при этом обычно большое государство не понимает эффекта своих действий (по Мамфорду, для классификации конфликта как войны чужими руками осознание происходящего всеми участниками не обязательно; он считает, что [[Иракская война|США в Ираке в 2003 году]] эффективно воевали как посредник Ирана). | |||
# Требует ли война чужими руками непременного взаимодействия между большими державами и маленькими странами? — Нет, война может вовлекать негосударственные образования. | |||
Мамфорд проводит явную границу между войной чужими руками и [[Секретная операция|секретной операцией]], в которой государство, хотя и тайно, но участвует ''напрямую''. Однако, прокси-войны зачастую приводят к необходимости секретных операций. | |||
Наряду с Э. Мэмфордом отметим вклад В. Микрюкова, разработавшего теорию взаимодействия войск<ref>[http://nvo.ng.ru/nvo/2018-01-19/2_980_memory.html Памяти Василия Юрьевича Микрюкова] // Независимое военное обозрение, 2018. </ref>. Вот несколько определений термина «прокси-война»: | |||
– конфликты, в которых в собственных интересах косвенно участвует третья сторона, обеспечивающая одного из двух акторов конфликта военной, организационной, ресурсной, политической и иной поддержкой; | |||
– войны, ведущиеся чужими руками (Д. Эйзенхауэр); | |||
– международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, проводимых на территории третьей страны и с использованием ее ресурсов якобы для разрешения там внутреннего конфликта (К. Дойч)<ref>Микрюков В.Ю. [http://nic-pnb.ru/analytics/proksi-vojna/ Прокси-война] // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2015. </ref>. | |||
=== Гибридная война === | |||
Изучение данного понятия не достигает своей цели без рассмотрения понятия «[[гибридная война]]». Этот термин в западной литературе используется в разных сочетаниях – «hybrid war», «hybrid warfare», «hybrid threat», «hybrid adversary». И. Панарин дает следующее развернутое определение: «[[Гибридная война]] – это совокупность методов военно-силового, политико-дипломатического, финансово-экономического, информационно-психологического и информационно-технического давления, а также технологий цветных революций, терроризма и экстремизма, мероприятий спецслужб, формирований сил специального назначения, сил специальных операций и структур публичной дипломатии, осуществляемых по единому плану органами управления государства, военно-политического блока или ТНК»<ref>Панарин И.Ю. Г[http://gazeta-delovoy-mir.ru/2018/04/02/gibridnaya-voyna-i-neftyanaya-yuanevaya-bi/ ибридная война и нефтяная юаневая биржа в Шанхае] // Деловой мир, 2018. </ref>. | |||
В чем же отличие [[гибридной войны]] от прокси-войны? Эксперты считают, что: | |||
– [[гибридная война]] – собирательное выражение (конфликты сверхдержав), а прокси-война - ее военная составляющая, наиболее значимая при рассмотрении [[Гибридная война|гибридной войны]]; | |||
– [[гибридная война]] может включать: прокси-, информационные, экономические войны; | |||
– прокси-война отличается характером и составом задействованных сил. | |||
[[Гибридная война]] может вестись без открытого применения вооруженных сил и даже без объявления войны, включает в себя прокси-конфликт, если данное государство имеет значительные ресурсы и ставит перед собой следующие задачи: | |||
– переформатирование геополитической картины мира, изменение основ мирового порядка; | |||
– установление контроля над ресурсами и рынками, коммуникациями и новыми технологиями; | |||
– стирание национальных границ<ref>[https://regnum.ru/news/2423045.html Зачем и как ведутся гибридные войны]. ИА REGNUM, 2018. </ref>. | |||
Добавим также задачу раскола или переформатирования национальной идентичности. | |||
Существует распространенное мнение, что в нынешнем столетии роль и частота использования прокси-войн будут возрастать. Это связано с сочетание таких характеристик, как дешевизна, эффективность и видимость невмешательства. | |||
Концепт «прокси-война», транслируемый в информационно-аналитических материалах современных западных экспертов, характеризуется большей ценностной нейтральностью по сравнению с концептом «[[гибридная война]]» («Hybrid Warfare»). Если понятие «[[гибридная война]]» у американских аналитиков никак не соотносится с действиями США, то концепт «прокси-война» применяется, в том числе, по отношению к самим США. «Прокси-войны» рассматриваются как вполне приемлемое явление, характеризующее специфику современных войн как таковых. Э. Мэмфорд продвигает тезис о наступлении новой эры «опосредованных войн». На наш взгляд, это связано с тем, что понятие «[[гибридная война]]» в западном международно-политическом дискурсе «Новой Холодной войны» решает несколько иную информационно-коммуникативную задачу, состоящую главным образом в дискредитации международно-политических конкурентов. | |||
В то же время концепты «прокси-война» и «[[гибридная война]]», сосуществующие и воспроизводимые в глобальном медиа-пространстве параллельно друг другу, теоретически близки. Оба понятия де-факто выступают результатом синтеза концептуальных подходов, принадлежащих различным парадигмам теории международных отношений и мировой политики. | |||
Концепт «прокси-война», будучи продвигаем в рамках международно-политического дискурса «[[Новая Холодная война|Новой Холодной войны]]», учитывает актуальные реалии современной мировой политики, которые не были в такой степени характерны для «[[Холодная война|холодной войны]]» XX в., в частности, возросшую полицентричность современной глобальной конкуренции. Большее количество великих и региональных держав, а также негосударственных акторов стратегически вовлекается в конфликты благодаря качественно новым технологическим возможностям. | |||
Дискурсивная нагрузка понятия «прокси-война» объясняется и тем, что ряд государств, на территории которых происходят «опосредованные операции», де-факто лишаются статуса состоятельных государств, самостоятельных международных акторов и рассматриваются исключительно как агенты, вовлеченные в конфликт по инициативе «принципалов» – фундаментальных акторов конфликтов. | |||
== Последствия войн чужими руками == | |||
Наряду с очевидными преимуществами для страны-спонсора (меньший риск, связанный с отсутствием собственных жертв, а также возможность правдоподобного отрицания), участники прокси-войны испытывают отрицательные последствия своих решений. Мамфорд выделяет три проблемы, возникающих в этом случае: | |||
# ''Зависимость''. Во время Холодной войны прокси-войны, особенно в Африке, привели к нежелательной зависимости молодых государств от СССР и США, приведшей к нынешней ситуации, в которой многие формально независимые страны полагаются на внешние страны-спонсоры в повседневной жизни, включая военную, политическую и экономическую сферы. | |||
# ''Более продолжительные и кровавые конфликты''. Мамфорд отмечает, что широко бытующее представление о том, что война чужими руками может быть способом кратчайшего завершения конфликта, ошибочно. На самом деле вмешательство такого типа обычно продлевает конфликт, так как проигрывающую более слабую сторону сравнительно несложно усилить до уровня, достаточного для создания патовой ситуации. Мамфорд отмечает, что при этом прокси-войны обычно не распространяются за пределы исходных границ, так как стороны пытаются минимизировать прямые затраты; потому расширение конфликта, если оно и происходит, обычно проходит по неожиданному для участников сценарию (см. следующий пункт). | |||
# ''Расширение конфликта''. Война чужими руками обычно предполагает принятие геостратегического афоризма «враг моего врага — мой друг». Однако, как показала практика, по окончании войны существует вполне вероятная возможность «обратного удара» (англ. blowback в терминологии ЦРУ), когда выясняется, что позиции страны-спонсора и непосредственных участников боевых действий совпадали лишь временно. По мнению Чалмерса Джонсона, мировая политика XXI века будет в целом определяться «обратным ударом»<sup>[en]</sup>) из XX века, то есть непредвиденными последствиями Холодной войны и американского решения оставаться на позициях Холодной войны после её окончания. В качестве примера неожиданного для страны-спонсора распространения конфликта, Мамфорд приводит решение США снабдить антиправительственных повстанцев в Афганистане противовоздушными ракетами «Стингер», которые, несмотря на попытки США впоследствии вернуть их, распространились по территориям и конфликтам от Боснии до Палестины. Мамфорд также относит к «обратному удару» результаты завершения войны в Афганистане, когда предоставленные сами себе моджахеды создали на территории Афганистана тыловую базу для исламских фундаменталистов. Американцы не задумывались о последствиях нахождения Талибана у власти довольно долго; даже в 1998 году Бжезинский задавал, как ему тогда казалось, риторический вопрос: «Что было важнее в мировой истории: Талибан или падение советской империи? Несколько перевозбуждённых исламистов или освобождение Центральной Европы…?». Осознание того, что США променяли одну войну на другую пришло позже, 11 сентября 2001 года. | |||
== Прогноз на будущее == | |||
По мнению Мамфорда, высказанному в 2013 году, роль войн чужими руками в XXI веке будет возрастать. Это связано с комбинацией нескольких факторов: уменьшением размеров армий, увеличением стоимости современной военной техники, и, после вмешательства в Афганистане, нежеланием вести противопартизанские операции. | |||
По Мамфорду, в XXI столетии нежелание вести асимметричные войны с одновременной востребованностью национально-государственного строительства, приведёт к «ещё одному кровавому веку» (выражение Колина Грея<sup>[en]</sup>). Мамфорд, цитируя Ивана Эланда<sup>[en]</sup> из института Катона — который после начала вмешательства США в Афганистане сказал, что США «получат наибольший эффект за свои деньги», если вместо прямого военного вмешательства будут поддерживать «эффективных и разумных» участников конфликтов — указывает на неизбежность «обратного удара» при таком подходе в духе Холодной войны. | |||
В будущем, по Мамфорду, в войнах чужими руками будет возрастать роль, которую играют частные военные компании, которые имеют два важных преимущества перед регулярной армией: | |||
* их использование обходится дешевле, так как требуется меньшее количество инфраструктуры, и, в отличие от армий, не нужны деньги на пенсии отставникам и семьям погибших; | |||
* гибель частных контрактников не порождает «Вьетнамского синдрома»: их похороны не привлекают внимания населения и прессы, в их смерти оппозиция не может обвинить правительство. | |||
== Примеры == | |||
Мамфорд выделяет следующие примеры прокси-войн: | |||
* вслед за Э. Бивором, к прокси-войнам Мамфорд относит гражданскую войну в Испании, разделяя при этом вмешательство Германии и Италии, которые, среди прочего, напрямую сражались на стороне франкистов, и СССР, который до самого конца осуществлял вмешательство через поставку военной техники и участие добровольцев; | |||
* в гражданской войне в Анголе США воевали руками ФНЛА, а СССР — МПЛА; Куба при этом участвовала в войне напрямую через тысячи военных советников. При этом мотивы стран-кукловодов были далеки от интересов ангольцев; когда директора ЦРУ Колби спросили, зачем США поддерживают ФНЛА, он сказал, что «простейший ответ состоит в том, что Советы поддерживают МПЛА». Мамфорд отмечает, что это отличный пример того, как прокси-войны создают очаги напряжённости; Киссинджер в то время отметил, что политика разрядки «не переживёт ещё одной Анголы»; | |||
* по мнению Мамфорда, прокси-войной была Иракская война, где Иран через поддержку Высшего исламского совета Ирака и бригад Бадра успешно воспользовался нападением США на Ирак для расширения своего влияния, того же он достиг, поддерживая организацию Хезболла; | |||
* гражданская война в Ливии характеризовалась не только прямым участием НАТО с конца августа 2011 года, но уже с марта того же года США потребовало от Саудовской Аравии поставок оружия антиправительственным силам, а в июне Контактная группа по Ливии<sup>[en]</sup> выделила повстанцам миллиард долларов, чтобы они могли купить себе оружие. | |||
Г. Фуллер относит к прокси-войнам Вторую ливанскую войну (2006), когда, по его мнению США и Иран воевали руками Израиля и Хезболлы. | |||
== Холодная война == | |||
Прокси-войны были стандартным видом конфликта во время холодной войны, когда две ядерные сверхдержавы — СССР и США — избегали непосредственного столкновения, что было чревато эскалацией ядерной войны. Эйзенхауэр рассматривал прокси-войны (тогда называвшиеся «программами иностранной помощи») как «самую дешёвую страховку», имея в виду то, как такие войны уменьшают как финансовые расходы, так и политические риски по сравнению с прямым военным вмешательством. | |||
К прокси-войнам относят Корейскую, Вьетнамскую, Ангольскую, Афганскую войны. | |||
== Источники == | |||
# [https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокси-война Прокси-война]. Википедия | |||
# ''Andrew Mumford.'' [https://archive.org/details/proxywarfare0000mumf Proxy Warfare]. — Cambridge: Polity Press, 2013. — 141 с. — <nowiki>ISBN 978-0-7456-5119-4</nowiki>. | |||
# ''Chalmers Ashby Johnson<sup>[en]*</sup>.'' Blowback, Second Edition: The Costs and Consequences of American Empire <small>(англ.)</small>. — January 4, 2004. — Holt Paperbacks<sup>[en]</sup>. — P. 288. — <nowiki>ISBN 0805075593</nowiki>. | |||
== Примечание == | |||
[[Категория:Терминология]] | [[Категория:Терминология]] | ||
[[Категория:Военное противоборство]] | [[Категория:Военное противоборство]] |
Версия от 19:42, 8 марта 2023
Прокси-война (англ. proxy war, также опосредованная война, война по доверенности, война чужими руками[1]) — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране (классическое определение, данное Карлом Дойчем в 1964 году[2]).
Определение
Прокси-война
Учёные расходятся в точном определении прокси-войны. Так, А. Мамфорд[2] считает, что сформированное Дойчем по наблюдениям за конфликтами Холодной войны определение неоправданно игнорирует негосударственных игроков. По Мамфорду, существенным вкладом в определение являются девять вопросов, заданные в 1980-х годах Яковом Бар-Симан-Tовом (англ. Yaacov Bar-Siman-Tov, ивр. יעוקב בר סימן-טוב) и приводимые здесь с ответами самого Мамфорда:
- Можно ли считать прокси-войной войну, в которой внешняя сила участвует напрямую? — Нет, непрямое вмешательство — неотъемлемый элемент прокси-войны.
- Существенно ли, что обе стороны местного конфликта выступают представителями внешних сил? — Нет, ситуация с посредниками не обязана быть симметричной.
- Можно ли считать войну прокси-войной только для одной стороны? — Да. Как пример, Мамфорд приводит войну в Афганистане, где война была прокси-войной только с американской стороны.
- Требуется ли для признания войны прокси-войной явное утверждение об этом хотя бы от одной внешней стороны? — Нет, внешние силы скорее всего будут прибегать к семантическим уловкам типа «проекция силы», «иностранная помощь» и т. п.
- Достаточно ли для объявления войны прокси-войной мнения внешних участников, или требуется также заявление об этом со стороны одной из местных сил? — Нет, так как гораздо более вероятно, что конфликт будет рассматриваться как прокси-война другими, не вовлечёнными в конфликт, государствами.
- Как отличить прокси-войны от военных союзов? — Иногда различие провести трудно, но обычно союз характеризуется готовностью всех союзников проливать в общих целях свою кровь, а прокси-война как раз указывает на нежелание внешней силы делать это.
- Как отличить помощь внешней силы одной из сторон конфликта от использования этой стороны в прокси-войне? — Это субъективная интерпретация, основанная на оценке мотивов сторон.
- Может ли небольшое государство воевать руками большого? — Да, при этом обычно большое государство не понимает эффекта своих действий (по Мамфорду, для классификации конфликта как войны чужими руками осознание происходящего всеми участниками не обязательно; он считает, что США в Ираке в 2003 году эффективно воевали как посредник Ирана).
- Требует ли война чужими руками непременного взаимодействия между большими державами и маленькими странами? — Нет, война может вовлекать негосударственные образования.
Мамфорд проводит явную границу между войной чужими руками и секретной операцией, в которой государство, хотя и тайно, но участвует напрямую. Однако, прокси-войны зачастую приводят к необходимости секретных операций.
Наряду с Э. Мэмфордом отметим вклад В. Микрюкова, разработавшего теорию взаимодействия войск[3]. Вот несколько определений термина «прокси-война»:
– конфликты, в которых в собственных интересах косвенно участвует третья сторона, обеспечивающая одного из двух акторов конфликта военной, организационной, ресурсной, политической и иной поддержкой;
– войны, ведущиеся чужими руками (Д. Эйзенхауэр);
– международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, проводимых на территории третьей страны и с использованием ее ресурсов якобы для разрешения там внутреннего конфликта (К. Дойч)[4].
Гибридная война
Изучение данного понятия не достигает своей цели без рассмотрения понятия «гибридная война». Этот термин в западной литературе используется в разных сочетаниях – «hybrid war», «hybrid warfare», «hybrid threat», «hybrid adversary». И. Панарин дает следующее развернутое определение: «Гибридная война – это совокупность методов военно-силового, политико-дипломатического, финансово-экономического, информационно-психологического и информационно-технического давления, а также технологий цветных революций, терроризма и экстремизма, мероприятий спецслужб, формирований сил специального назначения, сил специальных операций и структур публичной дипломатии, осуществляемых по единому плану органами управления государства, военно-политического блока или ТНК»[5].
В чем же отличие гибридной войны от прокси-войны? Эксперты считают, что:
– гибридная война – собирательное выражение (конфликты сверхдержав), а прокси-война - ее военная составляющая, наиболее значимая при рассмотрении гибридной войны;
– гибридная война может включать: прокси-, информационные, экономические войны;
– прокси-война отличается характером и составом задействованных сил.
Гибридная война может вестись без открытого применения вооруженных сил и даже без объявления войны, включает в себя прокси-конфликт, если данное государство имеет значительные ресурсы и ставит перед собой следующие задачи:
– переформатирование геополитической картины мира, изменение основ мирового порядка;
– установление контроля над ресурсами и рынками, коммуникациями и новыми технологиями;
– стирание национальных границ[6].
Добавим также задачу раскола или переформатирования национальной идентичности.
Существует распространенное мнение, что в нынешнем столетии роль и частота использования прокси-войн будут возрастать. Это связано с сочетание таких характеристик, как дешевизна, эффективность и видимость невмешательства.
Концепт «прокси-война», транслируемый в информационно-аналитических материалах современных западных экспертов, характеризуется большей ценностной нейтральностью по сравнению с концептом «гибридная война» («Hybrid Warfare»). Если понятие «гибридная война» у американских аналитиков никак не соотносится с действиями США, то концепт «прокси-война» применяется, в том числе, по отношению к самим США. «Прокси-войны» рассматриваются как вполне приемлемое явление, характеризующее специфику современных войн как таковых. Э. Мэмфорд продвигает тезис о наступлении новой эры «опосредованных войн». На наш взгляд, это связано с тем, что понятие «гибридная война» в западном международно-политическом дискурсе «Новой Холодной войны» решает несколько иную информационно-коммуникативную задачу, состоящую главным образом в дискредитации международно-политических конкурентов.
В то же время концепты «прокси-война» и «гибридная война», сосуществующие и воспроизводимые в глобальном медиа-пространстве параллельно друг другу, теоретически близки. Оба понятия де-факто выступают результатом синтеза концептуальных подходов, принадлежащих различным парадигмам теории международных отношений и мировой политики.
Концепт «прокси-война», будучи продвигаем в рамках международно-политического дискурса «Новой Холодной войны», учитывает актуальные реалии современной мировой политики, которые не были в такой степени характерны для «холодной войны» XX в., в частности, возросшую полицентричность современной глобальной конкуренции. Большее количество великих и региональных держав, а также негосударственных акторов стратегически вовлекается в конфликты благодаря качественно новым технологическим возможностям.
Дискурсивная нагрузка понятия «прокси-война» объясняется и тем, что ряд государств, на территории которых происходят «опосредованные операции», де-факто лишаются статуса состоятельных государств, самостоятельных международных акторов и рассматриваются исключительно как агенты, вовлеченные в конфликт по инициативе «принципалов» – фундаментальных акторов конфликтов.
Последствия войн чужими руками
Наряду с очевидными преимуществами для страны-спонсора (меньший риск, связанный с отсутствием собственных жертв, а также возможность правдоподобного отрицания), участники прокси-войны испытывают отрицательные последствия своих решений. Мамфорд выделяет три проблемы, возникающих в этом случае:
- Зависимость. Во время Холодной войны прокси-войны, особенно в Африке, привели к нежелательной зависимости молодых государств от СССР и США, приведшей к нынешней ситуации, в которой многие формально независимые страны полагаются на внешние страны-спонсоры в повседневной жизни, включая военную, политическую и экономическую сферы.
- Более продолжительные и кровавые конфликты. Мамфорд отмечает, что широко бытующее представление о том, что война чужими руками может быть способом кратчайшего завершения конфликта, ошибочно. На самом деле вмешательство такого типа обычно продлевает конфликт, так как проигрывающую более слабую сторону сравнительно несложно усилить до уровня, достаточного для создания патовой ситуации. Мамфорд отмечает, что при этом прокси-войны обычно не распространяются за пределы исходных границ, так как стороны пытаются минимизировать прямые затраты; потому расширение конфликта, если оно и происходит, обычно проходит по неожиданному для участников сценарию (см. следующий пункт).
- Расширение конфликта. Война чужими руками обычно предполагает принятие геостратегического афоризма «враг моего врага — мой друг». Однако, как показала практика, по окончании войны существует вполне вероятная возможность «обратного удара» (англ. blowback в терминологии ЦРУ), когда выясняется, что позиции страны-спонсора и непосредственных участников боевых действий совпадали лишь временно. По мнению Чалмерса Джонсона, мировая политика XXI века будет в целом определяться «обратным ударом»[en]) из XX века, то есть непредвиденными последствиями Холодной войны и американского решения оставаться на позициях Холодной войны после её окончания. В качестве примера неожиданного для страны-спонсора распространения конфликта, Мамфорд приводит решение США снабдить антиправительственных повстанцев в Афганистане противовоздушными ракетами «Стингер», которые, несмотря на попытки США впоследствии вернуть их, распространились по территориям и конфликтам от Боснии до Палестины. Мамфорд также относит к «обратному удару» результаты завершения войны в Афганистане, когда предоставленные сами себе моджахеды создали на территории Афганистана тыловую базу для исламских фундаменталистов. Американцы не задумывались о последствиях нахождения Талибана у власти довольно долго; даже в 1998 году Бжезинский задавал, как ему тогда казалось, риторический вопрос: «Что было важнее в мировой истории: Талибан или падение советской империи? Несколько перевозбуждённых исламистов или освобождение Центральной Европы…?». Осознание того, что США променяли одну войну на другую пришло позже, 11 сентября 2001 года.
Прогноз на будущее
По мнению Мамфорда, высказанному в 2013 году, роль войн чужими руками в XXI веке будет возрастать. Это связано с комбинацией нескольких факторов: уменьшением размеров армий, увеличением стоимости современной военной техники, и, после вмешательства в Афганистане, нежеланием вести противопартизанские операции.
По Мамфорду, в XXI столетии нежелание вести асимметричные войны с одновременной востребованностью национально-государственного строительства, приведёт к «ещё одному кровавому веку» (выражение Колина Грея[en]). Мамфорд, цитируя Ивана Эланда[en] из института Катона — который после начала вмешательства США в Афганистане сказал, что США «получат наибольший эффект за свои деньги», если вместо прямого военного вмешательства будут поддерживать «эффективных и разумных» участников конфликтов — указывает на неизбежность «обратного удара» при таком подходе в духе Холодной войны.
В будущем, по Мамфорду, в войнах чужими руками будет возрастать роль, которую играют частные военные компании, которые имеют два важных преимущества перед регулярной армией:
- их использование обходится дешевле, так как требуется меньшее количество инфраструктуры, и, в отличие от армий, не нужны деньги на пенсии отставникам и семьям погибших;
- гибель частных контрактников не порождает «Вьетнамского синдрома»: их похороны не привлекают внимания населения и прессы, в их смерти оппозиция не может обвинить правительство.
Примеры
Мамфорд выделяет следующие примеры прокси-войн:
- вслед за Э. Бивором, к прокси-войнам Мамфорд относит гражданскую войну в Испании, разделяя при этом вмешательство Германии и Италии, которые, среди прочего, напрямую сражались на стороне франкистов, и СССР, который до самого конца осуществлял вмешательство через поставку военной техники и участие добровольцев;
- в гражданской войне в Анголе США воевали руками ФНЛА, а СССР — МПЛА; Куба при этом участвовала в войне напрямую через тысячи военных советников. При этом мотивы стран-кукловодов были далеки от интересов ангольцев; когда директора ЦРУ Колби спросили, зачем США поддерживают ФНЛА, он сказал, что «простейший ответ состоит в том, что Советы поддерживают МПЛА». Мамфорд отмечает, что это отличный пример того, как прокси-войны создают очаги напряжённости; Киссинджер в то время отметил, что политика разрядки «не переживёт ещё одной Анголы»;
- по мнению Мамфорда, прокси-войной была Иракская война, где Иран через поддержку Высшего исламского совета Ирака и бригад Бадра успешно воспользовался нападением США на Ирак для расширения своего влияния, того же он достиг, поддерживая организацию Хезболла;
- гражданская война в Ливии характеризовалась не только прямым участием НАТО с конца августа 2011 года, но уже с марта того же года США потребовало от Саудовской Аравии поставок оружия антиправительственным силам, а в июне Контактная группа по Ливии[en] выделила повстанцам миллиард долларов, чтобы они могли купить себе оружие.
Г. Фуллер относит к прокси-войнам Вторую ливанскую войну (2006), когда, по его мнению США и Иран воевали руками Израиля и Хезболлы.
Холодная война
Прокси-войны были стандартным видом конфликта во время холодной войны, когда две ядерные сверхдержавы — СССР и США — избегали непосредственного столкновения, что было чревато эскалацией ядерной войны. Эйзенхауэр рассматривал прокси-войны (тогда называвшиеся «программами иностранной помощи») как «самую дешёвую страховку», имея в виду то, как такие войны уменьшают как финансовые расходы, так и политические риски по сравнению с прямым военным вмешательством.
К прокси-войнам относят Корейскую, Вьетнамскую, Ангольскую, Афганскую войны.
Источники
- Прокси-война. Википедия
- Andrew Mumford. Proxy Warfare. — Cambridge: Polity Press, 2013. — 141 с. — ISBN 978-0-7456-5119-4.
- Chalmers Ashby Johnson[en]*. Blowback, Second Edition: The Costs and Consequences of American Empire (англ.). — January 4, 2004. — Holt Paperbacks[en]. — P. 288. — ISBN 0805075593.
Примечание
- ↑ proxy war. // Универсальный англо-русский словарь.
- ↑ 2,0 2,1 Andrew Mumford. Proxy Warfare. John Wiley & Sons, 2013. С. 13.
- ↑ Памяти Василия Юрьевича Микрюкова // Независимое военное обозрение, 2018.
- ↑ Микрюков В.Ю. Прокси-война // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, 2015.
- ↑ Панарин И.Ю. Гибридная война и нефтяная юаневая биржа в Шанхае // Деловой мир, 2018.
- ↑ Зачем и как ведутся гибридные войны. ИА REGNUM, 2018.