Иностранные агенты (Россия)

Материал из Geochronic
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иностранный агент - лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 №255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Виды деятельности иностранных агентов

  1. Под видами деятельности, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
  2. Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия.
  3. Если организация осуществляет деятельность, указанную в части 2 данного раздела, такая деятельность признается политической независимо от целей и задач, указанных в учредительных документах соответствующей организации.
  4. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.
  5. Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;

5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящего раздела;

7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6 настоящей раздела.

  1. 6. К видам деятельности, указанным в разделе 1, относятся:

1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;

3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящего раздела.

История

Понятие "иностранный агент" появилось в 2012 году после принятия поправок к закону «О некоммерческих организациях». Статус критикуется оппозицией и западными представителями как ограничивающий права человека в России. Инициаторами и сторонниками закона обоснованно высказываются утверждение о высокой схожести закона с американским законом FARA и о большей жёсткости последнего, даже более - при издании поправок в федеральные законы, вводящее понятие "иностранный агент", российскими законодателями изначально за образец брался именно американский закон FARA.

Закон «О некоммерческих организациях»

29 июня 2012 года был внесён законопроект и 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях». В соответствии с этим законом статус «иностранного агента» получили российские некоммерческие организации (НКО), которые:

  • занимаются «политической деятельностью» на территории России (организация «участвует (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.»; но при этом «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, соцподдержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность»)
  • получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Понятие «иностранный агент» не распространяется на:

  • иностранцев, работающих в составе Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
  • зарегистрированные религиозные организации;
  • госкорпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.

Согласно закону, «иностранные агенты» должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и в Интернете.

1 декабря 2022 года Минюст опубликовал единый реестр иностранных агентов, в который теперь включены физические лица, зарегистрированные и незарегистрированные некоммерческие и неправительственные организации. В объединённый реестр внесены 541 организация и физлицо.

По состоянию на 2 декабря 2022 года на 18 % россиян, признанных «иностранными агентами», заведены уголовные дела (чаще всего — по «закону о фейках»).

19 января 2023 года Правительство России утвердило положение о госконтроле за деятельностью иностранных агентов, который будет осуществляться Министерством юстиции и территориальными органами. Согласно ему контролирующие органы получают право: посещать мероприятия, осуществляемые иностранными агентами; запрашивать распорядительные документы у юрлиц контролируемых иноагентами; запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности иноагентов; изучать имеющие в распоряжении властей документы, а также анализировать все материалы, размещённые иностранными агентами; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений. При этом плановые проверки иноагентов не должны проводиться чаще одного раза в год.

СМИ — «иностранные агенты»

25 ноября 2017 года в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве «иностранных агентов» Russia Today и Sputnik был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ — «иностранного агента».

Согласно новой редакции статьи 6 закона о СМИ, Минюст может признать «иностранным агентом» любое иностранное СМИ, получающее финансирование или имущество от «иностранных органов» или граждан непосредственно или через российские юрлица. Такие «иностранные агенты» приравнены в своих обязанностях к НКО — «иностранным агентам». Реестр признанных иностранных СМИ — «иностранных агентов» ведётся Минюстом.

В конце 2017 года Минюст подготовил проект приказа о порядке признания СМИ — «иностранным агентом».

На начало апреля 2021 года в реестр входили 17 СМИ, в основном подчинённых американскому государственному проекту РСЕ/РС (Радио «Свобода», различные порталы "Реалии"), а также "Голос Америки".

На ноябрь 2021 года в реестре были уже 97 СМИ, в том числе 62 физических лица — граждане России.

К февралю 2022 года их число возросло до 115.

18 апреля 2022 «Медиазона» отказалась использовать впредь в своих публикациях требуемую российскими властями маркировку «иностранного агента».

Физические лица — СМИ — «иностранные агенты»

В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки авторства депутатов Петра Толстого и Леонида Левина, а также сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, предполагающие признание физического лица «иностранным агентом» при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — «иностранных агентов» или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа. Таким образом, физлицами — «иностранными агентами» могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми (к концу 2019 года ими были «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода», «Сибирь. Реалии», «Idel.Реалии», «Север. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии», которые были признаны иногентами в ответ на признание властями США таковым телеканала RT).

Определять людей, которые войдут в список «агентов», будут Минюст и МИД. Исходя из текста законопроекта, физическое лицо может быть признано не просто «иностранным агентом», а «иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента», и в течение месяца это физическое лицо обязано учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом власти. В зону риска попадают работавшие в СМИ — «иностранных агентах» журналисты, граждане, работающие в компаниях с иностранным финансированием, или учёные, получившие зарубежные гранты.

В конце ноября документ был одобрен во втором и третьем чтениях Госдумой, а позже — Советом Федерации. Президент РФ Владимир Путин подписал его 2 декабря под № 426-ФЗ. Документ внёс поправки в закон о СМИ; срок учреждения российских юридических лиц установлен до 1 февраля 2020.

8 декабря 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности физлиц и организаций, признанных «иностранными агентами» в России. В случае одобрения законопроекта «иностранными агентами» можно будет признавать физических лиц, занимающихся политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере и получающих деньги и иную помощь из-за рубежа. Кроме того, статус «иностранного агента» можно будет присваивать организациям, действующим без образования юридического лица и без государственной регистрации.

28 декабря 2020 года Минюст России опубликовал первый список физлиц, признанных СМИ — «иностранными агентами», среди которых — правозащитник Лев Александрович Пономарёв. На ноябрь 2021 года в этом реестре уже было 62 физических лица. В отличие от этого списка, список физлиц — «иностранных агентов» по состоянию на сентябрь 2021 пуст.

В марте 2022 года, после начала Специальной военной операции России на Украине, Минюст включил 7 физических лиц в реестр СМИ — «иностранных агентов», в том числе блогеров Евгения Понасенкова и Елизавету Осетинскую.

Физические лица — «иностранные агенты»

5 апреля 2022 года Минюст РФ внёс Евгения Киселёва и Матвея Ганапольского в реестр физических лиц, признанных «иностранными агентами». Это реестр, отличный от реестра физических лиц, признанных СМИ — «иностранными агентами».

Незарегистрированные общественные объединения — «иностранные агенты»

30 декабря 2020 года Президент подписал закон об «установлении дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности», который, помимо прочего, предусматривает возможность признавать «иностранными агентами» «общественные объединения, которые функционируют без приобретения прав юридического лица».

В феврале 2021 года Минюст объявил о планах по созданию нового реестра «иностранных агентов», в который будет вносить незарегистрированные и не имеющие юридического лица общественные организации, финансируемые из иностранных источников и ведущие в России политическую деятельность, и опубликовал указ Президента РФ, наделяющий Минюст полномочиями по ведению этого реестра.

18 августа в реестр была внесена первая организация — движение «Голос», занимающееся наблюдением за выборами. Движение должно будет четыре раза в год отчитываться об иностранном финансировании и отмечать свои материалы и материалы своих руководителей и рядовых участников, если они связаны с их политической деятельностью, пометкой о статусе «иностранного агента».

Реестр иностранных агентов

См. основную статью "Реестр иностранных агентов".

Другие ограничения

Действующим российским законодательством запрещается финансирование избирательных кампаний с помощью:

  • иностранных государств и юридических лиц;
  • российских юридических лиц с иностранным участием более 30 %;
  • международных организаций и общественных движений;
  • физических лиц — иностранцев и лиц без гражданства, если они не имеют избирательных прав в России.

25 ноября 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий российским партиям совершать сделки с иностранными государствами, международными организациями и общественными движениями, выполняющими функцию «иностранного агента» НКО, а также российскими юрлицами с иностранным участием более 30 % уставного капитала.

Законом от 24 февраля 2021 г. N 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 февраля 2021 г. введена административная ответственность за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции «иностранного агента»

Практика применения

По данным Министерства юстиции, в 2014 году на территории России действовало 4108 НКО, получивших иностранное финансирование на общую сумму свыше 70 млрд рублей. 52 из этих организаций было зарегистрировано в качестве «иностранного агента». В 2015 году в реестр «иностранных агентов» была включена 81 организация. На 1 января 2016 года в реестре Минюста России было уже 154 организации со статусом «иностранного агента». Затем их количество стало сокращаться с уменьшением числа новых «иностранных агентов». За 2016 год в список «иностранных агентов» были включены 43 организации, то есть почти в два раза меньше, чем в 2015 году. В январе 2017 года в реестре Минюста было только 103 «иностранных агента».

В конце июня 2013 года первой зарегистрированной организацией стало некоммерческое партнёрство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Ассоциации «Голос» и её исполнительному директору были назначены административные штрафы в 300 000 рублей и 100 000 рублей, соответственно. В вину был вменён один эпизод — присуждение международной премии (от которой Ассоциация отказалась). Оба постановления об административном наказании вступили в законную силу и были отменены Московским городским судом по ходатайству Уполномоченного по правам человека в РФ, а дело об административном правонарушении прекращено.

Первое в России уголовное дело за «злостное неисполнение обязанностей иностранного агента» было возбуждено в отношении руководителя «Женщин Дона» Валентины Череватенко. Однако затем оно было прекращено.

По данным Deutsche Welle, из 200 НКО, признанных «иностранными агентами» с 2013 года по февраль 2021 года, 45 уже не выполняют функции «иностранного агента», 56 совершили добровольный самороспуск, 16 ликвидированы судом, 8 исключены из ЕГРЮЛ и 75 сохраняются в реестре. У находящихся в реестре следующие профили:

  • 15 — права человека,
  • 14 — гражданское просвещение,
  • 8 — борьба с ВИЧ,
  • 7 — поддержка СМИ,
  • 7 — помощь нуждающимся,
  • 23 — другое.

Среди них 25 организаций из Москвы, 13 — из Санкт-Петербурга, 7 — из Екатеринбурга и 30 — из других регионов России.

Критика российского закона

Рядом представителей российской оппозиции и западной общественности российский закон был расценён как атака на структуры гражданского общества с целью их дискредитации и создания юридических предпосылок для их преследования. В связи с этим указанные лица чрезмерно критически стали обращать особое внимание на крайне широкое определение понятия «политическая деятельность» в тексте закона. По мнению российской оппозиции и представителей западного политического истеблишмента Закон рассматривается в контексте общей системы мер, направленных на подавление протестной активности российского общества.

Волна выступлений разного рода докладчиков на тему введения института "иностранный агент" в российское правовое поле носит явный и визуально ощущаемый эффект спланированной, скоординированной программы дискредитации именно российского института, тогда как критика американского института сознательно избегается, создавая видимость вакуума вокруг закона FARA.

Так, британский еженедельник The Economist утверждает, что использование термина «иностранный агент» является попыткой со стороны властных кругов России взять под свой контроль гражданскую активность в российском обществе. Именно для этого, по мнению журнала, независимые общественные организации получили клеймо «иностранные агенты».

С критикой закона ещё на стадии законопроекта выступили три специальных докладчика ООН (по праву на мирные собрания, по положению правозащитников и по защите права на свободу выражения мнений); в 2013 году они выступили с новым заявлением, сообщая, что их опасения подтвердились. Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить своё право на свободу ассоциации», подчеркнув, что «организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы». По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать правозащитников специальному контролю вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека.

Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток, Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Из них первый призвал «внести изменения в законодательство, требующее от получающих финансирование из-за рубежа правозащитных организаций регистрироваться в качестве „иностранных агентов“», а второй призвал Россию отменить закон 2012 года.

Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении.

Европарламент выразил разочарование российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов».

В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений». ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность». Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой».

Таким образом, в ходе критики российская оппозиция и западная общественность вкупе с западным истеблишментом категорически не хотят признавать полную идентичность самого института "иностранный агент" в российском и американском исполнении. Причём российская реализация данного института имеет явно облегчённый характер правоприменения.

Аргументы сторонников

Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам. Президент России Владимир Путин лично высказывался о высокой схожести российского закона с американским.

Политолог Сергей Марков, член Общественной палаты, проректор РЭУ им. Плеханова, заявил о том, что российский закон мягче закона FARA:

Цель закона — сократить влияние иностранных государств на политику страны. При этом наш закон значительно мягче американского. Он вообще ничего не запрещает, но он говорит, что если вы НКО и одновременно получаете от иностранных государств, фондов и т. п., и одновременно занимаетесь политикой, то есть боретесь за власть, вы обязаны проинформировать об этом российских граждан. Те, кто выступают против этого закона, делают это по двум причинам: первая — либо они хотят захватить власть в России в интересах иностранных государств и против интересов России, и вторая — либо они получают западные деньги и хотят их пограбить.[1]

Источники

  1. Википедия. Иностранный агент (Россия).

Примечание