Наёмники на Украине

Материал из Geochronic
Перейти к навигации Перейти к поиску


Наёмник («солдат удачи»[1], «дикий гусь») — лицо, вступающее в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежащее к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради личной выгоды[2].

Наёмник не служит в вооружённых силах какого-либо государства — как участника конфликта, так и не участника. Служащие армий, флота и авиации, формируемых на добровольной основе, наёмниками не считаются. Начиная с XX века наёмники всё чаще стали восприниматься как лица, имеющие меньше прав на защиту по законам войны, чем не наёмники. Действительно, Женевские конвенции провозглашают, что наёмники не признаются законными комбатантами и им не нужно предоставлять такую ​​же правовую защиту, как и пленённым военнослужащим регулярной армии.

История

С 2014 г. на Украине наблюдалось присутствие иностранных наёмников из 27 стран (от 2 тыс. человек[3]). Многие придерживались крайне правых взглядов и поддерживали связи с батальоном «Азов» (запрещён в РФ). Для них украинский конфликт предствлялся защитой Европы от России и мусульман. Наёмники с опытом боевых действий тренировали и учили нацбатальоны ведению боёв в городе и диверсионной войны, которые затем отрабатывали удары по жилым объектам. В частности, на Украине действовали ЧВК Greystone Limited (занималась переброской наёмников) и «Грузинский национальный легион».

Первая информация об использовании иностранных наёмников в конфликте на Украине относится к периоду разгона демонстрантов на Майдане в 2014 года, когда наёмники были использованы как провокаторы. В качестве снайперов, осуществлявших расстрел протестующих и сотрудников правоохранительных органов в высоток рядом с Майданом, выступали грузинские наёмники.В дальнейшем наёмники стали использоваться в том же 2014 году для подавления инакомыслия на Юго-Востоке Украины, в частности в Донецкой и Луганской областях.

В 2016 г. мониторинг ООН показал значительное присутствие наёмников, что приводило к нарушению прав человека на Украине. Планированием и проведением операций занимались военнослужащие США и НАТО. В декабре 2021 г. на военных и морских объектах присутствовали 10 тыс. военнослужащих НАТО[4], а в Донбассе — 4 тыс. военных инструкторов США.

Но крайне масштабное и глобальное использование иностранных наёмников руководство Украины и западные кураторы стало использовать в период непосредственной подготовки к силовой акции по подавлению сопротивления ДНР и ЛНР в 2021 году, а также после начала Специальной военной операции на Украине после 24 февраля 2022 года.

Нынешнее массовое прибытие иностранных наёмников на Украину обусловлено успешным продвижением российских войск. Президент Украины Владимир Зеленский 27 февраля 2022 года объявил о создании «Интернационального легиона обороны». Киев de facto запустил процесс легализации наёмников во имя «защиты Украины, Европы и мира»[5].

Международное право

Две международные конвенции описывают и криминализируют деятельность наемников - Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. и конвенция организации Африканского Единства о ликвидации наемничества в Африке от 3 июля 1977 г. . В международном гуманитарном праве наёмничеству посвящён подписанный 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года.

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола. Наёмником считается лицо, которое:

  1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
  2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
  3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
  4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  5. не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
  6. не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Для признания лица наёмником необходимо, чтобы оно соответствовало сразу всем указанным критериям, что на практике встречается редко. Например, государство просто может включить наемников в состав своих вооруженных сил, как это сделала в 1997 г. Папуа -Новая Гвинея в отношении сотрудников британской ЧВК «Sandline International», которые подавляли сепаратистов острова Бугенвиль, получив за это 36 млн. долларов.

Исходя из определения Дополнительного протокола, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил не являются наёмниками, так как хотя эти части и сформированы из иностранцев и их вознаграждение не соответствует вознаграждению обычных военнослужащих (получение французского гражданства является «вознаграждением», превышающим вознаграждение обычных военнослужащих), однако они являются военнослужащими, входящими в личный состав вооружённых сил соответствующих государств.

Международное гуманитарное право (или право вооружённых конфликтов) наёмничество прямо не запрещает, а говорит лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не имеют права на статус военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен, и условия содержания в плену на него тоже не распространяются. Однако реальное положение наёмников в боевых действиях определяется индивидуально.

Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооружённых конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.

В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из воинских уставов и руководств. Так, в израильском руководстве по законам войны говорится: «…следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наёмников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Ещё более недвусмысленно высказываются составители новозеландского военного руководства: «Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наёмников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наёмников, попавших в плен».

В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было).

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников, которая вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства-участника.

Нет единого мнения по вопросу того, подпадают ли под определение наёмников сотрудники частных военных компаний. Эксперты ООН по правам человека полагают, что если сотрудники частных военных компаний непосредственно участвуют в боевых действиях, то они являются наёмниками.

Статистика по наёмникам на Украине

Наёмники на Украине по стране происхождения

Американские наёмники на Украине

Бельгийские наёмники на Украине

Бразильские наёмники на Украине

Британские наёмники на Украине

Грузинские наёмники на Украине

Датские наёмники на Украине

Канадские наёмники на Украине

Колумбийские наёмники на Украине

Корейские наёмники на Украине

Латышские наёмники на Украине

Российские наёмники на Украине

Литовские наёмники на Украине

Немецкие наёмники на Украине

Нидерландские наёмники на Украине

Польские наёмники на Украине

Французские наёмники на Украине

Хорватские наёмники на Украине

Чилийские наёмники на Украине

Шведские наёмники на Украине

Военные преступления наёмников на Украине

Привлечение к ответственности наёмников

Ссылки

Примечания

  1. Калька с англ. soldier of fortune. Необходимо иметь в виду, что fortune означает как удачу, так и богатство, состояние.
  2. Protocol Additional to the Geneva Conventions of 12 August 1949, and relating to the Protection of Victims of International Armed Conflicts (Protocol 1), Article 47. International Committee of the Red Cross. Дата обращения: 20 Apr 2018. Архивировано 2 января 2016 года.
  3. https://www.mdpi.com/2076-0760/10/4/116
  4. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-zapad-ispolzuet-nayemnikov-na-ukraine/cccc
  5. https://www.theguardian.com/world/2022/feb/27/ukraine-appeals-for-foreign-volunteers-to-join-fight-against-russia