Репрессии в отношении российских медиа, СМИ и журналистов за рубежом

From Geochronic
Jump to navigation Jump to search
Заготовка страницы.jpg Мы сожалеем. Это заготовка статьи. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Репрессии в отношении российских медиа, СМИ и журналистов за рубежом - негативные и репрессивные меры воздействия со стороны стран Запада, административных и государственных регулирующих органов, владельцев онлайн-медиаплатформ, на представителей российских медиа, СМИ и журналистов, лидеров общественного мнения (ЛОМ) и блогеров с целью прекращения законной деятельности последних.

Репрессии в отношении российских медиа, СМИ и журналистов за рубежом являются не чем иным как мерами противодействия в ведущейся против России информационно-психологической войны в рамках гибридного воздействия с целью "задавить" Россию в информационном пространстве и заставить руководство страны принять политическую волю объединённого под руководством США Запада. Частным случаем проявления репрессий является обыкновенная цензура и нарушение свободы слова как базовых принципов демократического государства.

Информация приводится преимущественно с момента начала Специальной военной операции России на Украине.

История

Независимость и свобода средств массовой информации (СМИ) искореняется в странах Запада, где власти уничтожают любое инакомыслие и чинят репрессии в отношении журналистов. Об этом говорится в сообщении[1] МИД РФ, посвященном Всемирному дню свободы печати, отмечаемому 3 мая.

"К сожалению, задуманный как универсальный Всемирный день [свободы и печати] постепенно вырождается в ничего не значащую дату. Эта ситуация может измениться только при условии появления честного, не искаженного западной пропагандой взгляда на положение в области свободы СМИ и безопасности журналистов", - указали в дипведомстве.

"Вновь обращаем внимание на плачевную ситуацию с обеспечением свободы выражения мнений и равного доступа к информации в странах коллективного Запада", - отметили в МИД РФ, констатировав, что "в нарушение всех международных обязательств так называемые демократические страны продолжают уничтожать любые очаги инакомыслия".

В МИД РФ также указали на факты "непрекращающегося произвола, чинимого властями западных государств против российских СМИ и журналистов, которые в полной мере ощутили на себе репрессивную машину неолиберального Запада".

"Отдельного внимания заслуживает ужасающая ситуация со свободой СМИ в прибалтийских республиках и Молдавии, власти которых с молчаливого согласия своих западных кураторов под предлогом борьбы с "российской пропагандой" устроили гонения против представителей русскоязычных медиа", - отметили в дипведомстве.

"На Украине преступный режим [президента Владимира] Зеленского окончательно уничтожил свободу слова, запретив все оппозиционные СМИ и закрыв доступ к тысячам интернет-ресурсов", - продолжили в министерстве.

"Потворство Киеву со стороны заокеанских хозяев привело в том числе к продолжению серии жестоких расправ над российскими журналистами. Список представителей отечественных СМИ, погибших от рук украинских боевиков, недавно пополнился военкором МИЦ "Известия" Семеном Ереминым, которого неонацисты целенаправленно убили при помощи БПЛА в ходе выполнения им профессиональных обязанностей, - отметили в МИД РФ. - Слов осуждения хладнокровного убийства Семена Еремина, как и других российских журналистов (Дарьи Дугиной (Платоновой), Владлена Татарского (Максима Фомина), Олега Клокова, Ростислава Журавлева, Бориса Максудова), со стороны гендиректора ЮНЕСКО Одре Азуле мы до сих пор не услышали".

31 мая 2024 года Директор по юридическим вопросам проекта Docket фонда Клуни Анна Нейстат сообщила[2], что организация добивается в Европе выдачи закрытых ордеров на арест российских журналистов. Сооснователи фонда Клуни - актер Джордж Клуни и его жена Амаль. По ее словам, в уголовных кодексах некоторых стран есть статья о "пропаганде войны". Там, где есть эта норма, организация будет составлять запрос на возбуждение уголовного дела. "Прокуроры могут выписать ордер на арест. <...> Если ордер <...> выписан, то, в принципе, (поскольку. — Прим. ред.) любая европейская страна является членом Европола, то это становится ордером на уровне Европола. То есть в любой европейской стране, по идее, они (журналисты. — Прим. ред.) могут быть арестованы и экстрадированы в страну, которая расследует против них уголовное дело", — подчеркнула Нейстат.

Она добавила, что таких обращений еще не направляли. Имена журналистов, которых проект планирует преследовать, не называются. Нейстат указывает, что речь идет о "наиболее очевидных российских пропагандистах, самых заметных из них".

"Мы просим прокуроров выписывать закрытые ордера на арест, <...> чтобы имена не раскрывались. <...> Мы не хотим, чтобы эти люди знали о таком ордере, — напротив, мы хотим, чтобы они выезжали в другие страны и были там арестованы. Так что лучше пусть они будут гадать на этот счет, нежели получат ясное предупреждение", — добавила она.

Однако, признает Нейстат, в тех странах, где действует уголовное наказание за "пропаганду войны", дела по этим статьям еще никогда не возбуждались. Проект рассматривает возможность обратиться в Международный уголовный суд с запросом об открытии следствия по делу о причастности журналистов "к подстрекательству к геноциду". Однако, уточнила Нейстат, это будет юридически сложный процесс, так как потребуется доказать факт совершения преступления. Более того, суд сейчас и так занят рассмотрением большого количества дел.

1 июня 2024 года Зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев сообщил[3], что усилия фонда американского актера Джорджа Клуни по преследованию российских журналистов будут потрачены впустую, журналисты сами найдут актера и побеседуют с ним "от заката до рассвета".

"Некий бездарный актер по имени Джордж Клуни решил использовать свой фонд для выслеживания и преследования российских журналистов по всему миру. Однако усилия будут потрачены впустую: наши профессиональные журналисты найдут его первыми. И они собираются болтать "от заката до рассвета", - написал Медведев на своей странице в соцсети X, сделав отсылку к фильму 1996 года "От заката до рассвета", в котором сыграл Клуни.

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил[3], что киевский режим открыто бравирует причастностью к убийствам российских журналистов. Он напомнил, что только за последнее время от рук украинских спецслужб и их агентуры погибли Дарья Дугина, Владлен Татарский (настоящее имя - Максим Фомин), Олег Клоков, военкор РИА Новости Ростислав Журавлев, военкор "России 24" Борис Максудов, военкор "Известий" Семен Еремин. По словам Полянского, режим Зеленского открыл настоящую охоту на представителей российской медиасферы.

Кроме того, российские правоохранительные органы раскрыли планы Киева по совершению терактов в отношении ряда российских журналистов, в том числе генерального директора медиагруппы "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, главного редактора медиагруппы "Россия сегодня" и телеканала RT Маргариты Симоньян, а также Владимира Соловьева, Ольги Скабеевой, Евгения Попова.

Глава Комиссии ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарёв отмечал, что комиссия рассмотрит возможность признать деятельность фонда Клуни нежелательной в РФ.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала[4] недружественными действиями рестрикции Черногории в отношении российских СМИ, РФ асимметрично ответит.

В размещенном на сайте МИД РФ комментарии говорится, что "агентство по электронным СМИ Черногории предписало компетентным ведомствам страны и местным телекоммуникационным компаниям не позднее 10 июля полностью прекратить вещание целого ряда российских СМИ".

Речь идет о 20 отечественных медиаоператорах, включая "Первый канал", "Россию 1", RT, "Спутник", НТВ, РЕН ТВ и других.

"Данное решение подразумевает запрет на спутниковую и кабельную трансляцию их контента, а также любого иного способа его распространения, в том числе в интернете",- указала она.

Захарова пояснила, что "этот шаг является не более чем попыткой задним числом юридически оформить ситуацию, сложившуюся еще в начале 2022 года". "Тогда власти Черногории без предупреждения осуществили веерную блокировку всех доступных в стране российских вещателей и полностью зачистили свое информационное пространство от их присутствия", - напомнила она. Сейчас, по словам Захаровой, "в качестве официального предлога для введения, уже давно негласно действующего, запрета названо присоединение Подгорицы к ранее введенным рестрикциям Евросоюза в отношении российских медиа".

"Расцениваем очередной выпад черногорского правительства как враждебный акт неприкрытой цензуры, призванный, с одной стороны, придать видимость законности грубейшим нарушениям медиасвобод, а с другой – выслужиться перед есовским Брюсселем в надежде на заветный прогресс на "евродорожке",- подчеркнула она. Захарова считает, что "в угоду русофобской трансатлантической повестке там готовы продолжать курс на подрыв демократических основ своего общества и государства, лишать собственных граждан права на доступ к информации".

"Эти недружественные действия не останутся без ассиметричного ответа", - заключила она.

Репрессии по странам

Разбивка репрессивных мер идёт по странам, с указанием временной отметки репрессий.

В дальнейшем страница будет дополняться репрессиями со стороны стран Запада и в другие временные интервалы.

Австралия Приостановлено вещание RT (26 февраля 2022 г.)

Со ссылкой на освещение спецоперации на Украине запрещено вещание RT на территории страны (24 марта 2022 г.)

Радиостанция 3ZZZ отстранила от работы автора и ведущего русскоязычного новостного блока О.Быданова (30 марта 2022 г.)

В санкционные списки внесены гендиректор МИА «Россия сегодня» Д.Киселев, гендиректор RT А.Николов, журналист С.Брилев, гендиректор холдинга «Газпром-медиа» А.Жарова, телеведущий М.Леонтьев, военные корреспонденты Е.Поддубный, А.Коц и Д.Стешин (18 мая 2022 г.)

Введены санкции против генерального директора «Первого канала» К.Эрнста и новостного агентства «Спутник» (24 февраля 2023 г.)

В санкционный список внесены: глава ВГТРК О.Добродеев, директор телеканала ТНТ Т.Канделаки, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» А.Малькевич, телеведущие А.Шейнин, А.Пиманов (24 февраля 2024 г.)

Австрия Введен закон, по которому за репост материалов RT и Sputnik положен штраф 50 тыс. евро (19 апреля 2022 г.)

Власти отозвали постоянную аккредитацию у корреспондента ТАСС И.Попова, после чего он был проинформирован о прекращении регистрации с предписанием покинуть страну в течение двух недель. При этом никаких объяснений предоставлено не было (30 апреля 2024 г.)

Болгария Ограничена трансляция телевизионных программ для каналов RT, Sputnik и связанных с ними проектов; Один из крупнейших кабельных операторов телевещания страны «Булсатком» полностью исключил из своих услуг трансляцию всех российских телеканалов (1 марта 2022 г.)

В соответствии с решением Совета ЕС от 27 января 2023 г. прекращено вещание ведущих российских телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «НТВ» и «Рен ТВ» (1 февраля 2023 г.)

Собственному корреспонденту «Российской газеты» А.Гацаку аннулировали аккредитацию и заявили о предстоящей экстрадиции (31 октября 2023 г.)

Великобритания Начато 15 расследований в отношении новостных программ RT (28 февраля 2022 г.)

Канал RT официально отключен от британского телевидения (3 марта 2022 г.)

Медиарегулятор Ofcom начал еще 12 расследований в отношении RT (3 марта 2022 г.)

Ofcom отозвал лицензию RT на вещание (18 марта 2022 г.)

Введены санкции против МИА «Россия сегодня», а также главреда Sputnik International А.Анисимова (31 марта 2022 г.)

Форин Офис заявил, что соцсети, интернет-сервисы и магазины приложений должны заблокировать контент RT и Sputnik (4 мая 2022 г.)

Введены санкции, распространившиеся на ВГТРК и отдельных журналистов из России за освещение событий на Украине. В список попали Н.Аскер-заде, военные корреспонденты Е.Поддубный, А.Коц, Д.Стешин, телеведущий М.Леонтьев, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» А.Малькевич. Ограничительные меры предусматривают запрет на въезд в страну и заморозку банковских счетов в случае их обнаружения (4 мая 2022 г.)

Введены санкции против руководства медиагруппы «Ньюс Фронт». В черном списке значатся директор медиагруппы Е.Глотов и ее сооснователь Ю.Федин (4 июля 2022 г.)

В санкционный список внесено информационное агентство «Южный Фронт» (4 июля 2022 г.)

В санкционный список внесены журналисты издания «Южный Фронт» Д.Гафнер и В.Калабаева (5 июля 2022 г.)

Медиарегулятор Ofcom признал телеканал RT виновным в несоблюдении принципа беспристрастности в ходе освещения «конфликта на Донбассе» (18 июля 2022 г.)

Введены санкции против владельца новостного агентства Regnum С.Руднова и акционера «Национальной медиа группы» С.Кривоногих (8 февраля 2023 г.)

Германия Медиарегулятор наложил штраф на RT DE в размере 25 тыс. евро за продолжение трансляции (5 марта 2022 г.)

В Берлине произошло нападение на жилой дом, где проживают сотрудники корпунктов российских СМИ в Германии (6 мая 2022 г.)

Греция Прекращена работа хаба Sputnik (26 мая 2022 г.)
ЕС (+НАТО) Совет ЕС решением от 1 марта 2022 г. запретил трансляцию любого контента каналов RT и Sputnik на своей территории, решение реализовано всеми странами-членами Евросоюза (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония).

Введены санкции против: гендиректора информационного агентства «ТАСС» С.Михайлова, гендиректора ВГТРК О.Добродеева, главного редактора и владельца газеты «Московский комсомолец» П.Гусева, главного редактора и гендиректора «Комсомольской правды» В.Сунгоркина, а также президента медиахолдинга «Красная звезда» А.Пиманова (8 апреля 2022 г.)

Утвержден шестой пакет санкций против России, согласно которому приостановлено вещание в ЕС трех российских телеканалов: «Россия РТР/РТР Планета», «Россия 24/Россия 24» и «Международный ТВ Центр» (3 июня 2022 г.)

Принята резолюция Европарламента, в которой содержится предписание властям Сербии принять рестриктивные меры в отношении росСМИ

(6 июля 2022 г.)

Суд ЕС отклонил иск RT France приостановить действие  решения Совета ЕС о запрете линейного вещания телеканала на территории стран-членов Евросоюза (27 июля 2022 г.)

По требованию французского надзорного органа Arcom, крупнейший европейский оператор спутниковой связи Eutelsat отключил вещание  «НТВ-Мир» (3 августа 2022 г.)

Американская платформа Odysee прекратила трансляцию сигнала радио Sputnik France и телеканала RT France на территории ЕС по распоряжению министра Франции по цифровому переходу и телекоммуникациям Жана-Ноэля Барро (20 октября 2022 г.)

Совет ЕС в рамках 9-го пакета санкций инициировал отзыв лицензии на вещание у телеканалов НТВ/«НТВ-Мир», «Россия-1», «РЕН ТВ» и «Первый канал». Санкции введены против телеведущих Б.Корчевникова и М.Ким, а также медиахолдинга «Национальная Медиа Группа» (16 декабря 2022 г.)

В 10-й пакет санкций внесены: исполнительный директор МИА «Россия сегодня» К.Вышинский, заместитель гендиректора «Первого канала» К.Клейменов, замгендиректора «Национальной Медиа Группы» А.Акопов, главный редактор «Россия 24» Е.Бекасов, главный редактор агентства Regnum М.Ахмедова, главный редактор «Литературной газеты» М.Замшев, военный корреспондент А.Коц, медиагруппа «Патриот», МИА «Россия сегодня», «Sputnik Arabic» и «RT Arabic» (25 февраля 2023 г.)

В «черный список» добавлено агентство международной информации «Федеральное агентство новостей» (РИА ФАН) (13 апреля 2023 г.)

В рамках 11 санкционного пакета приостановлено действие лицензий пяти информационных ресурсов: RT Balkan, Oriental Review, «Царьград», «Катехон» и New Eastern Outlook. Также в санкционный список попали: военные корреспонденты Семен Пегов, Евгений Поддубный, Александр Сладков и Михаил Звинчук; журналисты Михаил Леонтьев, Виктор Синеок; первый заместитель гендиректора НТВ Александра Костерина, первый заместитель гендиректора ВГТРК Андрей Кондрашов, руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов (23 июня 2023 г.)

Пресс-служба НАТО отказала корреспонденту РИА «Новости» в аккредитации на саммит альянса в Вильнюсе (10 июля 2023 г.)

Введены санкции против информагентства «Инфорос» (28 июля 2023 г.)

В 12 санкционный пакет внесены телеканалы «Царьград» и «Спас», а также ведущая А.Шафран (18 декабря 2023 г.)

Совет ЕС опубликовал решение о запрете «вещательной деятельности» трех российских СМИ на территории стран Евросоюза: РИА «Новости», «Известия» и «Российская газета» (17 мая 2024 г.)

Италия Банк «Юникредит» заблокировал расчетный счет корпункта ВГТРК в связи с санкциями против гендиректора ВГТРК О.Б.Добродеева (6 мая 2022 г.)
Канада Запрещено вещание RT и RT France (16 марта 2022 г.)

В антироссийский «стоп-лист» от 9 июля 2022 г. включены представители росСМИ и журналисты, среди которых А.Пиманов (медиахолдинг «Красная звезда»), А.Ильяшенко («ИА Инфорос»), А.Гаспарян (МИА «Россия сегодня»), телеведущий А.Шейнин, Д.Куликов (МИА «Россия сегодня»), В.Сунгоркин (ИД «Комсомольская правда»), О.Добродеев (гендиректор «ВГТРК»), С.Михайлов (гендиректор «ТАСС»), тележурналист Т.Кеосаян, тележурналист О.Скабеева, М.Колеров (главный редактор «Regnum»), тележурналист А.Красовский, тележурналист А.Мамонтов, А.Николов (гендиректор АНО «ТВ-Новости»), А.Анисимов (гендиректор Sputnik International), П.Акопов (обозреватель МИА «Россия сегодня»), телеведущая Е.Андреева.

Санкции введены против 15 СМИ: «Первый канал», «Россия 1», «Телекомпания НТВ», «ТАСС», «ВГТРК», «Газпром Медиа», «Национальная Медиа Группа», «Россия 24», «Смотрим», «Вести.ру», RT, Sputnik, Regnum. В этой категории также значатся федеральные агентства – Россотрудничество и Роскомнадзор.

Введены санкции против главного редактора издания «Московский комсомолец» П.Гусева, телеведущих Н.Аскер-заде, М.Ситтель, А.Кузичева, О.Лосевой, М.Леонтьева, А.Доброва, А.Казакова, И.Лосик, первого заместителя генерального директора ВГТРК А.Кондрашова, главы дирекции информационных программ «Первого канала» К.Клейменова, журналистов «Комсомольской правды» А.Коца и А.Гамова, заместителя гендиректора АО «Газпром-Медиа Холдинг» Т.Канделаки, обозревателей МИА «Россия сегодня» В.Корнилова, Т.Сергейцева, В.Никифоровой, редактора информагентства «Southfront» А.Мамаковой, советника гендиректора «Россия-1» Д.Губерниева (17 октября 2022 г.)

Введены санкции против МИА «Россия сегодня», информагентств РИА «Новости», «Инфорос», «Южный фронт». В список также попали ведущий ВГТРК С.Брилев, военный корреспондент ВГТРК Е.Поддубный, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Д.Горностаев, главный редактор Службы информации НТВ Т.Миткова, заместитель генерального директора ОАО «Коммерсантъ» А.Колесников, журналист А.Норкин, председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» А.Быстрицкий, журналистки В.Калабаева и А.Чугулева (3 февраля 2023 г.)

В санкционный список попали: руководитель информагентства «Ньюс Фронт» К.Кнырик и журналист Ю.Подоляка (10 июня 2023 г.)

Введены санкции против медиахолдинга Readovka и его главного редактора А.Костылева (20 июля 2023 г.)

В санкционный список добавлены издания «Комсомольская правда» и «Взгляд» (22 сентября 2023 г.)

*Введены санкции против 6 СМИ в Молдавии, включая «Первый канал в Молдове», «РТР Молдова» и «НТВ Молдова», которые ретранслировали передачи аналогичных российских каналов (17 октября 2023 г.)

В санкционный список попали РЕН ТВ, «Парламентская газета» и «Известия» (10 ноября 2023 г.)

Кипр Корреспондент «Российской газеты» А.Гасюк избит, задержан, а позднее депортирован, несмотря на действующую аккредитацию (5 октября 2023 г.)
Колумбия Кабельный телеоператор «Кларо» приостановил трансляцию испаноязычного канала RT (3 марта 2022 г.)
Коста-Рика Ряд государственных и частных телекоммуникационных компаний прекратили ретрансляцию телеканала RT (3 марта 2022 г.)
Латвия Запрещена ретрансляция телеканалов: «Россия РТР» – на 5 лет; «Россия 24» – на 4 года; «ТВ Центр» – на 3 года (24 февраля 2022 г.)

Отозвано разрешение на ретрансляцию телеканалов «ПБК Эстония» и «ПБК Литва» (25 февраля 2022 г.)

Заблокирован доступ пользователей к сайтам: «lenta.ru», «ria.ru», «vz.ru» (25 февраля 2022 г.)

Прекращена ретрансляция каналов «PБK Эстония», MirTV, THT, «Пятница International», THT4 International, CTC Baltics, RTVI, THT Music, КХЛ, «Авто Плюс», «Наука», «Перец!», РБК, «1+2», «Моя Планета», «Домашний» (26 февраля 2022 г.)

Запрещена ретрансляция телеканала «Мир-24» – на 5 лет; RTVI – на один год (28 февраля 2022 г.)

Заблокировано вещание канала Baltnews (3 марта 2022 г.)

Запрещена ретрансляция 18 телеканалов медиахолдинга «Газпром-медиа» (7 марта 2022 г.)

Заблокирован интерактивный портал IMHOclub.lv (8 марта 2022 г.)

Введена административная ответственность за просмотр запрещенного контента, в том числе российских каналов. В качестве меры пресечения назначается предупреждение либо штраф до 700 евро (10 марта 2022 г.)

Запрещена ретрансляция российских телеканалов «НТВ Сериал», «НТВ Стиль» и «НТВ Право» (14 марта 2022 г.)

Прекращено вещание оставшихся 80 зарегистрированных в России телеканалов (6 июня 2022 г.)

Служба госбезопасности задержала и поместила под арест шеф-редактора Sputnik Литва М.Касема (5 января 2023 г.)

В «черный список» внесены журналисты Ю.Витязева, М.Шахназаров, а также телеведущие В.Кудрявцева, Ю.Барановская и Р.Осташко (17 марта 2023 г.)

Закрыт доступ к ряду российских сайтов, включая: mk-pskov.ru, life.ru, pnp.ru, council.gov.ru (18 марта 2024 г.)

Закрыт доступ к двум российским сайтам: mirtesen.ru и 5vlast.com (10 апреля 2024 г.)

Литва Остановлена ретрансляция всех российских телеканалов (27 февраля 2022 г.)

Остановлено вещание телеканалов РБК и «Мир-24» на 5 лет (28 февраля 2022 г.)

Заблокировано более 50 сайтов, с помощью которых можно было смотреть российские каналы (9 марта 2022 г.)

Приостановлена ретрансляция 32 телепрограмм, производимых «Газпром-медиа» (20 апреля 2022 г.)

Сейм принял поправки к закону «Об информировании общественности», на два года заблокировав российские и белорусские радио- и телеканалы. Под запретом до 16 октября 2024 г. оказалась трансляция или распространение в Интернете любых теле- и радиопередач компаний, которые напрямую или косвенно управляются, финансируются, находятся под контролем России, а также Белоруссии (22 сентября 2022 г.)

Вильнюсский окружной административный суд отклонил жалобу ВГТРК на запрет ретранслировать или распространять в Интернете программы «Планета РТР» и «Россия 24» (22 сентября 2022 г.)

Интернет-провайдеров обязали удалить доступ к IP-адресам телеканалов «Россия 1», «Россия 24», «РТР Планета», НТВ и «Первого канала» (9 марта 2023 г.)

Люксембург Прекращено вещание RT и Sputnik (28 февраля 2022 г.)
Мальта Заблокировано спутниковое вещание российских телеканалов (июнь 2022 г.)
Молдавия Прекращена работа сайта «Sputnik Молдова» (26 февраля 2022 г.) и  радиовещание (7 марта 2022 г.)

Президент М.Санду подписала закон, запрещающий в стране ретрансляцию новостных и аналитических программ, а также военных фильмов из России (19 июня 2022 г.)

Служба информации и безопасности заблокировала доступ к российскому интернет-сайту «Свободная пресса» (1 августа 2022 г.)

Совет по телевидению и радио оштрафовал четыре русскоязычных телеканала – «НТВ Молдова», «Эксклюзив ТВ», «Первый в Молдове» и «Акчент ТВ» за «отклонения» от установленных правил (5 августа 2022 г.)

Отозвана лицензия у шести русскоязычных каналов: Orhei TV, NV6, NTV Moldova, Accent TV, RTR Moldova и Primul in Moldova (17 декабря 2022 г.)

Заблокированы русскоязычные новостные интернет-порталы EADaily и Bloknot (19 января 2023 г.)

Заблокирован сайт популярного российского информационно-аналитического портала «Rubaltic.ru» (6 февраля 2023 г.)

Заблокированы пять сайтов информагентства Sputnik. Под ограничения попали сайты: «sputniknews.com», «md.sputniknews.com», «ro.sputniknews.com», «sputniknews.ru» и «md.sputniknews.ru» (22 марта 2023 г.)

Заблокированы русскоязычные порталы: politnavigator.net, politnavigator.news и news-front.info (20 апреля 2023 г.)

Центральные власти оштрафовали два телеканала Гагаузской автономии («Огузатлинк» и «Ilk Halk Televizionu») за ретрансляцию аналитических программ из России (6 июля 2023 г.)

Сотрудники миграционной службы Молдавии ворвались в дом руководителя отделения информационного агентства Sputnik Молдова В.Денисова, задержали и депортировали его, обвинив во вмешательстве во внутренние дела Республики (13 сентября 2023 г.)

Заблокирован доступ к 22-м русскоязычным новостным порталам, включая 1tv.ru, ntv.ru, rt.com, vesti.ru и другие (24 октября 2023 г.)

Служба информации и безопасности Молдавии заблокировала 31 сайт российских СМИ, среди которых сайты радио Sputnik, «Комсомольской правды», ТАСС, «Аргументов и фактов», «Интерфакса», «Московского комсомольца», «Российской газеты», агентства «Регнум», «Ленты.ру», «Правды.ру» (30 октября 2023 г.)

Нидерланды Интернет-провайдеры начали массово блокировать сайты российских СМИ (8 марта 2022 г.)
Новая Зеландия Введены санкции в отношении президента медиахолдинга «Красная звезда» А.Пиманова, соучредителя крымского информагентства «Ньюс Фронт» М.Синелина и гендиректора ВГТРК О.Добродеева (11 мая 2022 г.)

Введены санкции против информагентств «Инфорос» и «Ньюс Фронт» (31 октября 2022 г.)

Введен очередной пакет санкций в отношении министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ М.Шадаева и 23 представителей российских СМИ, включая генерального директора Первого канала К.Эрнста и ключевых сотрудников информационных агентств «Инфорос», «Южный фронт» и электронного издания «Фонд стратегической культуры» (12 декабря 2022 г.)

Польша Запрещено вещание RT, RT Documentary, «РТР-Планета», «Союз TV» и «Россия 24» (25 февраля 2022 г.)

Власти отказали журналисту РИА «Новости» в аккредитации для освещения заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в г.Лодзи (29 ноября 2022 г.)

Румыния Всеми румынскими операторами заблокирован ряд сайтов агентства Sputnik и трансляции RT (28 февраля 2022 г.)
Северная Македония Запрещена ретрансляция RT (18 марта 2022 г.)
Словакия В экстренном порядке принят закон «О некоторых мерах в связи с ситуацией на Украине», в рамках которого под предлогом борьбы с дезинформацией предусматривается возможность блокировки любых интернет-ресурсов решением Национального управления безопасности (6 марта 2022 г.)

Государственный совет по СМИ направил письмо в адрес ассоциации отелей и ресторанов с указанием немедленно информировать своих членов о необходимости соблюдения постановления Совета ЕС, предусматривающего запрет на трансляцию «санкционных» российских телеканалов (24 августа 2022 г.)

США Прекращена деятельность телеканала RT America (4 марта 2022 г.)

Введены санкции против российских телеканалов «Россия 1», «Первый канал» и НТВ. Американским компаниям запрещается предоставлять этим телеканалам оборудование, программное обеспечение и размещать у них рекламу. Американским физическим и юридическим лицам предписано завершить отношения с отечественными каналами до 7 июня (8 мая 2022 г.)

Перестали проходить долларовые платежи для стрингеров RT на территории США из-за опасений банков попасть под вторичные санкции (май 2022 г.)

Введены санкции против информационного агентства Stop-Imperialism («Стоп-империализм) (29 июля 2022 г.)

Конгресс принял законопроект о новых санкциях против 200 россиян, среди которых главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и RT М.Симоньян, а также телеведущий ВГТРК В.Соловьёв (21 сентября 2022 г.)

В санкционный список внесена ведущая О.Скабеева (24 февраля 2023 г.)

Пресс-службы государственных ведомств не дают задавать вопросы на пресс-конференциях.

Российские журналисты получают визы сроком действия в один год (другие СМИ получают документы сразу на три года)

Местные службы затягивают оформление водительских удостоверений, страховых свидетельств и прочих документов

Филиал европейской телерадиовещательной сети Eurovision досрочно расторг договор аренды помещения с ВГТРК

Местные банки прекратили обслуживание корпунктов ВГТРК и Первого канала из-за санкций

Совершаются регулярные подходы спецслужб

Украина В 2018 году постановления о депортации или запрете въезда в страну под вымышленными предлогами были вынесены в отношении восьми сотрудников российских СМИ.

Принято решение украинскими правоохранительными органами о высылке из страны корреспондента издания «Украина.ру» Маргариты Бондарь (30 марта 2019 г.)[5]

Уругвай Канал RT исключен из стримингового сервиса Vera TV (2 марта 2022 г.)
Финляндия Прекращена трансляция RT (25 февраля 2022 г.)

Журналистам российского портала «Чемпионат.com» отказали в аккредитации на этапы Кубка мира по лыжным гонкам в г.Рука (24 ноября 2022 г.)

Франция Приостановлена деятельность каналов Sputnik в соцсетях Франции (1 марта 2022 г.)

Личные зарплатные счета российских сотрудников RT France заблокированы (30 марта 2022 г.)

Досрочно и в нарушение установленной ЕС процедуры отключены российские телеканалы «Россия РТР/РТР Планета», «Россия 24/Россия 24» и «Международный ТВ Центр» (7 июня 2022 г.)

По требованию НПО «Репортеры без границ» и под давлением Госсовета Франции медиарегулятор Arcom распорядился, чтобы спутниковый оператор Eutelsat прекратил вещание 3 российских телеканалов: «Первый канал», «Россия 1» и НТВ (14 декабря 2022 г.)

Заблокирован счет RT France (19 января 2023 г.)

Журналистам РИА «Новости» и главному редактору Федерального новостного информационного портала Russia News Е.Надольской в грубой форме отказано в допуске на пресс-конференцию президента Э.Макрона в рамках саммита «Группы двадцати» в Нью-Дели (10 сентября 2023 г.)

На территории страны заблокирован франкоязычный Telegram-канал ТАСС (16 февраля 2024 г.)

Черногория Агентство по электронным СМИ Черногории предписало[4] компетентным ведомствам страны и местным телекоммуникационным компаниям не позднее 10 июля полностью прекратить вещание целого ряда российских СМИ. Речь идет о 20 отечественных медиаоператорах, включая "Первый канал", "Россию 1", RT, "Спутник", НТВ, РЕН ТВ и других. (9 июля 2024 г.)
Швейцария В список подпадающих под санкции физических и юридических лиц, подразумевающий запрет на въезд, включая транзитом, на территорию конфедерации и заморозку активов, включен гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст (16 марта 2022 г.)

Присоединилась к десятому пакету санкций Евросоюза против России, но с исключениями касательно МИА «Россия сегодня» (санкции против медиагруппы введены лишь частично, с запретом на рекламу) (29 марта 2023 г.)

Присоединилась к одиннадцатому пакету санкций Евросоюза против России (28 июня 2023 г.)

Эстония На год прекращено вещание телеканалов «РТР Планета», «НТВ Мир» и «Россия 24» (25 февраля 2022 г.)

В связи с систематическим воспрепятствованием работе информационного портала Sputnik Meedia со стороны различных структур и угрозами в адрес его журналистов СМИ объявило о прекращении своей работы (8 марта 2022 г.)

Оператор связи Telia Eesti инициативно приостановил трансляцию российского телеканала РБК (8 марта 2022 г.)

Заблокирован доступ к российским новостным сайтам ntv.ru; ren.tv; 5-tv.ru; 78.ru; 1tv.com; lenta.ru; tass.ru (15 марта 2022 г.)

Шеф-редактору Sputnik Литва М.Касему и главному редактору информагентства «Балтньюс» А.Старикову запретили въезд сроком на пять лет (11 и 12 июля 2022 г.)

Временно задержаны сотрудники «Известий» К.Солдатова и Д.Тимофеев. Журналистам аннулировали визы, добавили в «черный список» и запретили въезд в ЕС на три года (12 августа 2022 г.)

Аннулирован вид на жительство и запрещен въезд на пять лет в шенгенскую зону главному редактору информпортала «Baltija.eu» А.Г.Корнилову (7 декабря 2022 г.)

Закрыт доступ к 53 доменам, через которые можно было смотреть российские телеканалы (5 апреля 2023 г.)

Эстонские силовики арестовали журналистку С.Бурцеву, которая писала статьи и делала фотографии для русскоязычного интернет-издания Baltnews.com (27 марта 2024 г.)

ЮАР Спутниковая телекомпания Multichoice, работающая в странах Африки, прекратила ретрансляцию телеканала RT (3 марта 2022 г.)
Япония В антироссийские санкции внесены информационные агентства «Южный Фронт», «Ньюс Фронт» и «Инфорос» (5 июля 2022 г.)

В санкционные списки внесена главный редактор RT М.Симоньян (7 октября 2022 г.)

МИД страны ввел ограничительные меры в отношении А.Малькевича (27 января 2023 г.)

Рестрикции со стороны Интернет-платформ

Twitter Ограничен доступ к российским СМИ, ассоциируемым с государством (28 февраля 2022 г.)

Запущена маркировка аккаунтов сотрудников Sputnik (помечаются как «СМИ, связанные с государством Россия») (1 марта 2022 г.)

На 12 часов ограничена функции аккаунта RT за разоблачение фейка о мариупольском роддоме (11 марта 2022 г.)

Удален пост Посольства России в Великобритании с информацией о том, что роддом в Мариуполе, по которому 9 марта был нанесен удар, использовался как база нацбатальона «Азов» (10 марта 2022 г.)

Анонсированы новые ограничения в отношении учетных записей, связанных с российскими госорганами (5 апреля 2022 г.)

Заблокирован аккаунт РИА «Новости» в Великобритании и странах ЕС

(4 августа 2022 г.)

Instagram В поисковой выдаче понижены и помечены публикации, содержащие ссылки на российские СМИ, ассоциируемые с государством (8 марта 2022 г.)
YouTube Заблокирован русскоязычный канал Sputnik на территории Украины (28 февраля 2022 г.)

Заблокированы каналы НТВ и «Россия 24» на территории Украины (28 февраля 2022 г.)

Заблокированы каналы, связанные с RT и Sputnik, в Европе (1 марта 2022 г.)

Каналы НТВ заблокированы более чем в 70 странах (2 марта 2022 г.)

Заблокированы все российские каналы, ассоциируемые с государством, по всему миру (11 марта 2022 г.)

Заблокирован канал Ruptly (11 марта 2022 г.)

Заблокированы каналы Гостелерадиофонда: «Советское телевидение. Гостелерадиофонд» и «Советское радио. Гостелерадиофонд» (13 марта 2022 г.)

Заблокирован аккаунт православного телеканала «Спас» (16 марта 2022 г.)

Заблокированы каналы информационного агентства «Аврора» – «Радио Аврора» и «Радио Юность» (21 марта 2022 г.)

Заблокирован принадлежащий Государственной Думе канал «Дума ТВ» (9 апреля 2022 г.)

Заблокирован канал «Россия.Кубань» (16 апреля 2022 г.)

Заблокирован канал филиала ВГТРК – ГТРК «Башкортостан». Позднее были заблокированы каналы региональных филиалов в Краснодаре, Кемерово, Уфе, Новосибирске, Грозном, Благовещенске, Иркутске (16 апреля 2022 г.)

Заблокированы каналы «Вести Алтая» и ГТРК «Ямал» (29 апреля 2022 г.)

Заблокирована трансляция канала радио «Радонеж» (5 мая 2022 г.)

Заблокирован аккаунт телеканала «ЛенТВ24» по причине «трансляции мероприятий, посвященных Дню Победы» (12 мая 2022 г.)

Заблокирована страница компании «Красный квадрат», которая делает передачи для эфира «Первого канала», а также ряда других российских телеканалов (19 июня 2022 г.)

После обращения СБУ заблокированы почти 500 якобы пророссийских каналов с аудиторией свыше 15 млн человек (25 июня 2022 г.)

Заблокирован канал журналиста Тиграна Кеосаяна без объяснения причин (11 июля 2022 г.)

Удален канал российского блогера Д.Пучкова «за нарушение политики в отношении разжигания ненависти» (4 августа 2022 г.)

Заблокированы аккаунты Совета Федерации (18 октября 2022 г.)

Заблокирован канал RT Balkan (6 декабря 2022 г.)

Заблокирован аккаунт радио «Комсомольская правда» (16 мая 2023 г.)

Заблокирован аккаунт информационного интернет-агентства «Ura.ru» (27 мая 2023 г.)

Заблокирована возможность добавления новых видео в канал газеты «Взгляд» (28 августа 2023 г.)

Телеканалу «Крым 24» на неделю запретили проводить прямые трансляции «из-за нарушения принципов сообщества» (22 ноября 2023 г.)

Заблокирован канал Н.С.Михалкова «Бесогон ТВ» (18 января 2024 г.)

Заблокирован дополнительный канал издания «Союзное вече» (23 января 2024 г.)

Заблокированы порядка 40 профилей региональных ГТРК (6 февраля 2024 г.)

Удален канал AfterShock.News, а также личный канал его редактора С.Брекотина (10 апреля 2024 г.)

Массово удалены российские каналы, среди которых каналы «Телеги ONLINE» (29 апреля 2024 г.)

Вновь удален аккаунт телеканала «Крым 24» за «нарушения правил сообщества» (2 мая 2024 г.)

Meta (Facebook) Ограничены официальные аккаунты четырех российских СМИ: телеканала «Звезда», информационного агентства РИА «Новости», интернет-площадок «Лента.ру» и «Газета.ру» (24 февраля 2022 г.)

Введен запрет на размещение рекламы российскими СМИ, ассоциируемыми с государством (27 февраля 2022 г.)

Ограничен доступ к аккаунтам телеканала RT и информагентства Sputnik на территории ЕС (28 февраля 2022 г.)

Удален пост Посольства России в Великобритании с информацией о том, что роддом в Мариуполе, по которому 9 марта был нанесен удар, использовался как база нацбатальона «Азов» (10 марта 2022 г.)

Пользователям в «некоторых странах» разрешено призывать к насилию против россиян (11 марта 2022 г.)

Продлены исключения, позволяющие украинцам призывать к насилию в отношении россиян. Также пользователям позволено делать заявления, «унижающие человеческое достоинство» в отношении российских военных (11 апреля 2022 г.)

Google Материалы российских СМИ понижены в поисковой выдаче, в результате чего они потеряли от 90% до 95% трафика. Предпочтение по наиболее популярным запросам отдается оппозиционным русскоязычным СМИ (13 марта 2022 г.)

Google Play удалил все приложения телеканала «НТВ» (27 мая 2022 г.)

TikTok Заблокированы аккаунты RT и Sputnik на территории ЕС (1 марта 2022 г.)

Заблокирован аккаунт RT DE и удалены все видео и подписчики. От имени соцсети было заявлено, что аккаунт якобы «нарушал правила сообщества» (31 мая 2022 г.) – восстановлен 1 июня 2022 г.

Удален аккаунт Sputnik Киргизия без объяснения причин (1 июня 2022 г.) –  восстановлен в тот же день по требованию Роскомнадзора

AppStore Удалены все приложения телеканала «НТВ» (27 мая 2022 г.)

Удалены приложения «ВКонтакте»,  «VK Музыка», «VK Клипы», «VK Мессенджер», «VK Play», «VK Админ» и «Mail․ru» (26 сентября 2022 г.)

Spotify Скрыт контент СМИ, ассоциируемых с государством (28 февраля 2022 г.)

Источники

Примечания